Иностранные производители мобильных устройств и ПО выступили против предустановки российских приложений

523

Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК, куда входят Apple, Samsung, Huawei, Google, Philips, «Яндекс.Маркет», «М.Видео» и др.) выступила против предложения ФАС об обязательной предустановке российских приложений на устройства, ввозимые на территорию страны. Соответствующее письмо ассоциация направила руководителю ФАС Игорю Артемьеву, пишет РБК.

«Концепция необоснованно предлагает введение мер регулирования высокотехнологичного и высококонкурентного рынка мобильных приложений, что негативно скажется на его развитии и не только не создаст условия для развития конкуренции на рынке приложений для пользовательского оборудования (цель, заявленная в указанной выше дорожной карте), но, напротив, замедлит его развитие», — говорится в письме.

По словам представителя РАТЭК, ФАС предложила предустанавливать приложения категорий «поиск», «мессенджер», «карты» и «антивирус», но это открытый список, который может пополниться. ФАС подтвердила эту информацию. Предустановка российского ПО, по мнению ФАС, «должна обеспечить для российских разработчиков равные условия деятельности на рынке и защиту интересов потребителей». Ранее планы ФАС, напомним, были одобрены правительством. h

В сообщении ведомства отмечается, что выбор производителей ПО и процедура предустановки останется за производителями устройств.

ФАС поддержали компании Mail.Ru Group, «Лаборатория Касперского», МТС, «Мегафон», а также объединение компаний-разработчиков программного обеспечения «Руссофт». Против, помимо РАТЭК, выступили представители Apple, Microsoft и Intel. По словам одного из собеседников РБК, против решения ФАС высказались Google, Huawei и Sony Mobile.

По итогам обсуждения ФАС России уточнит концепцию с учетом конструктивных замечаний, высказанных участниками. Будет подготовлен проект поправок в законодательство и направлен в Минкомсвязь, пишет ведомство.

Концепция ФАС о предустановке российских приложений

Концепция разработана во исполнение плана мероприятий («дорожной карты») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 годы, утвержденного распоряжением правительства РФ, в соответствии с положениями Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденной указом президента РФ, указа президента РФ об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции, Федерального проекта «Информационная безопасность» национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации».

По мнению ФАС России, концепция отвечает целям развития конкуренции, защиты интересов потребителей, обеспечения национальных интересов при развитии информационного общества, обеспечения конкурентоспособности российских информационных и коммуникационных технологий на международном уровне. Концепцией предусмотрены два аспекта:

1. Установление требований к пользовательскому (абонентскому) оборудованию связи по наличию предустановленных отечественных программных продуктов (сервисных приложений) аналогичной функциональности, включая программные продукты.

2. Установление требований к пользовательскому оборудованию связи по обеспечению возможности полной удаляемости предустановленных программ, за исключением сервисных, обеспечивающих функционирование оборудования.

Концепция направлена на:

  • обеспечение возможности для российских разработчиков попасть в канал предустановки наряду с продуктами глобальных компаний – а потребитель уже сам сделает выбор, чем он будет пользоваться;
  • обеспечение возможности для потребителя сделать выбор, какие приложения он хочет видеть на своем устройстве, а какие – нет. При этом приложения, обеспечивающие функционирование устройства и операционной системы, удаляться не должны.

ФАС определила категории оборудования, которое должно соответствовать требованиям по предустановке и удаляемости, а также классы программного обеспечения, которое должно быть предустановлено. На сегодня таких классов определено четыре:

  • программы, обеспечивающие поиск в Интернете (браузеры, самостоятельные поисковые приложения, приложения, обеспечивающие функциональность общего поиска в сети Интернет в качестве функциональности внутри других приложений);
  • антивирусное программное обеспечение;
  • программное обеспечение, реализующие геопозиционирование пользователя (карты, навигаторы);
  • программное обеспечение, реализующее функции обмена электронными сообщениями между пользователями информационной системы.

При этом выбор производителей ПО, процедуры предустановки остается за производителями устройств.

Напомним о принятом в 2016 году решении ФАС по делу «Яндекс против Google». Тогда регулятор поддержал «Яндекс» и обязал Google (компания – производитель мобильной ОС Android использовала доминирующее положение на рынке, запрещая производителям мобильных устройств предустановку ПО и сервисов, конкурирующих с продуктами Google) обеспечить пользователю выбор поискового сервиса, используемого по умолчанию.