35% на 35 госуслуг

Вчерашняя конференция «ИКТ в госсекторе 2014», организованная CNews, прошла при большом – человек, навскидку, не меньше ста – стечении публики и была небезынтересна. Чем именно, см. ниже.

Главной, хотя и не заявленной явно, темой стало «как добиться 35% вовлеченности граждан в электронные госуслуги». Говорили об этом и эксперты, и региональные IT-министры, и Минкомсвязи, причем во множестве аспектов . Упрощенная процедура регистрации, распределение ролей между ЕПГУ и аналогичными региональными ресурсами, перечень 35 первоочередных госуслуг – все это обсуждалось почти исключительно ради ответа на вопрос: а поможет ли? Поможет ли выполнить 601-й указ?

Со слов участников, до 15% дело идет нормально: число зарегистрировавшихся в ЕСИА граждан под влиянием рекламы, а также в силу необходимости получать паспорта и записываться к врачу, растет. Потом кривая роста приближается к асимптоте, наступает стадия насыщения. Именно в этой стадии регионы, даже самые благополучные, сейчас и находятся. Но надо-то 35%. «Цифра чрезвычайно трудноисполнима», это цитата из выступления регионального IT-министра.

Как обеспечить 35%, универсального рецепта нет. Существует, например, такая методика: школьникам предлагается поучаствовать в розыгрыше iPad, условие участия – заставь папу, маму, бабушку или дедушку, а лучше всех их вместе, зарегистрироваться в ЕСИА. Видимо, это работает: кое-кто из региональных людей сетовал на недостаток денег, потребных, чтобы и у себя устроить акцию «iPad в обмен на регистрацию». Сошлись на том, однако, что айпадами не отделаешься: ничто не возбуждает обывателя сильнее, чем хорошо организованная электронная услуга, вот они-то и нужны.

Вопрос о недостаточности 35 приоритетных услуг (15 федеральных + 20 региональных), разумеется, задавали: не мало ли? Директор департамента развития электронного правительства Минкомсвязи Владимир Авербах терпеливо – видно было, что делает он это часто – произносил слова обоснования: мы анализировали, проверяли, да, это и правда самые важные услуги, на них можно сделать 35%.

В рейтинге «Электронной готовности» у России, между прочим, показатель «готовность населения» достигает 32%, так что «сделать 35%» теоретически, возможно, на самом деле достижимо. Хватит ли для этого ассортимента услуг, ответа нет. Кому-то из регионов и 35 услуг много – утверждают, что одной лишь записи к врачу хватит, в Тюменской области, например, это делают больше 6 миллионов раз в год, переведи услугу в электронный вид, и довольно. Но при этом в успешных регионах услуг на местных порталах предлагаются сотни.

Об упрощенной процедуре регистрации говорилось тоже, но ничего нового по сравнению со сказанным ранее. Все понимают, что цель состоит в увеличении числа регистраций – это нужно любой ценой, иначе не отчитаться об исполнении. Одного этого достаточно, чтобы регионы против упрощенной процедуры не возражали, но есть еще причина. Если бы в регионах не было ими самими давно введенных процедур регистрации пользователей (для записи к врачу, например, используют номер полиса обязательного медицинского страхования и дату рождения), не требующих хотя бы однажды предъявить паспорт, не было бы даже 15% вовлечения населения. Слишком мало во многих местах пунктов полноценной регистрации граждан в ЕСИА.

На универсальную электронную карту (УЭК) как подспорье в деле регистрации пользователей ЕПГУ при всей ее, УЭК, внешней привлекательности надежды мало. Слишком уж долго УЭК изготавливают, иной раз более 90 дней после приема заявления. Проблема на стороне банков, говорят в ООО «УЭК»: без платежного приложения карту выпустить по закону нельзя, а нехорошие (и неподконтрольные ООО «УЭК») банки затягивают процедуру.

Зато надежда есть на МФЦ, где возможна регистрация обратившихся граждан в ЕСИА. Минэкономразвития планирует в этом и следующем году увеличить число МФЦ в разы, сменив при этом сам бренд «МФЦ» и добившись такой же узнаваемости сервиса, какую имеют Сбербанк и «Почта России».

Неоднозначное впечатление оставила явственная IT-раздробленность, по-другому не скажешь, страны. Из бесед с участниками конференции видно, что и процедуры регистрации, и набор электронных услуг, и онлайн-ресурсы регионы предпочитают делать самостоятельно. Есть проблемы с тиражированием готовых решений из одного региона в другие. Типичная психология такова – лучше потратить больше, но в своем регионе, чем заплатить меньше (например, за сопровождение, а не разработку), но чужим.

При этом регионы просят у министерства типизировать 20 обязательных региональных услуг. Да и вообще не против большей централизации управления электронным правительством.

Следует упомянуть выступление замминистра связи и массовых коммуникаций Михаила Евраева. Оно стояло вне 35%-го мэйнстрима, но было вполне интересным. Замминистра объявил о двух проектах: системе ГИС ЖКХ и «Независимый регистратор». ГИС ЖКХ задуман как элемент электронного правительства и делается совместно с Минстроем. Цель – поставить под законный контроль граждан деятельность управляющих компаний. Отдельный сайт (именуемый, разумеется, «порталом», еще один среди множества электронно-правительственных веб-ресурсов), личный кабинет гражданина (какая идентификация будет использована, замминистра не сказал, но раз электронное правительство, логично предположить, что ЕСИА). Из кабинета доступны сведения о коммунальных платежах и тратах управляющей компании. Главное не в этом, однако, а в замечательной попытке дать домовладельцам возможность выполнить требования закона и объединиться онлайн (иное, как практика показывает, трудно или невозможно – в Москве, во всяком случае) ради выбора управляющей компании. Выбор этот осуществляется голосованием домовладельцев. Так вот эту процедуру и переведут в электронный вид.

Пилот ГИС ЖКХ обещан через пару месяцев, а ввод в эксплуатацию – в 17-м году, так что у управляющих компаний достаточно времени подумать, как нейтрализовать инновацию. То, что IT-системы – не панацея от коррупции, мы недавно уже демонстрировали на примере выдачи разрешений на строительство.

«Независимый регистратор» предназначен для обеспечения аукционных торгов. Цель та же, благородная – борьба с мошенничеством. Выглядит хорошо: специальная панель на браузере, возможность внешнего контроля (участник может разрешить протоколировать свои действия), контроль DDoS-атаки на сервер во время торгов (оказывается, это распространенный прием: сделал свое предложение и тут же стал дидосить, чтобы конкуренты не перебили ставку) и пр. Аналогов в мире «Независимому регистратору» нет, сказал замминистра. Возможно, потому, нигде больше нет таких продвинутых мошенников. 

ict2014big

Во время конференции