Внесён законопроект о запрете передачи в частную собственность систем автоматической фиксации нарушений ПДД
Законопроект, предполагающий запрет передачи автоматических средств фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения (ПДД) в частную собственность, внесён в Госдуму.
Как сказано в пояснительной записке, в настоящее время действующее законодательство не запрещает передавать негосударственным организациям или индивидуальным предпринимателям право фиксировать административные правонарушения в области дорожного движения с использованием принадлежащих им и работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и видеосъёмки для привлечения владельцев транспортных средств к административной ответственности, самым популярным видом которой является штраф.
Передавать функции видеофиксации в частном порядке возможно в соответствии с ФЗ 115 «О концессионных соглашениях», причём такая передача может осуществляться и в адрес иностранных организаций. Частный инвестор за свой счёт приобретает и обслуживает видеооборудование, а ГИБДД лишь предоставляет места установки такого оборудования, то есть ГИБДД само не занимается установкой таких камер.
Расходы инвестора покрываются из сумм оплаченных штрафов, зафиксированных камерой, в виде фиксированного процента. Соответственно, действия любого инвестора направлены на получение как можно большей прибыли.
Главной целью действующего законодательного регулирования являлось увеличение зон контроля над дорожным движением для уменьшения нарушений правил дорожного движения, при этом государственные структуры не несут дополнительных расходов для реализации подобных мероприятий.
«Бюджет не только не несёт расходы на установку комплексов фиксации, но, напротив, получает поступления в местный бюджет от каждой единицы видеооборудования. В связи с чем, говорить об эффективной работе уполномоченных лиц в части выявления нарушений в установке и обслуживании видеооборудования не приходится, так как им это не выгодно: чем больше нарушений, тем больше средств получит местный бюджет», – пишут авторы документа.
Согласно информации из открытых источников, на которую ссылаются депутаты, частный инвестор в среднем по России может получать от работы таких комплексов фиксации не менее 8 миллионов рублей в день. Чтобы эта сумма стабильно не снижалась, владельцы оборудования используют различные методы для увеличения доходности. Например, они устанавливаются не на участках с высокой аварийностью, а в местах, где собственники (владельцы) транспортных средств часто допускают незначительное нарушение скоростного режима. Практикуется также неверная установка комплексов фиксации, что приводит к увеличению погрешности измерения скорости и выписке несправедливых штрафов.
В подобных ситуациях вопрос увеличения уровня безопасности дорожного движения не решается, что прямо противоречит нормам законодательства, пишут авторы. Обжалование таких необоснованно вынесенных постановлений на основании фиксации административных правонарушений передвижными частными камерами видеофиксации связано со значительными временными, физическими, моральными и материальными издержками, в том числе в связи с тем, что такие камеры, в отличие от стационарных комплексов, могут менять свое расположение практически ежедневно. Данная проблема имеет большой общественный резонанс.
О проблеме, состоящей том, что частники наживаются на автоматической фиксации нарушений, а государство, которое доверило им эту деятельность, не получает практически ничего, ещё пять лет назад на заседании совета по развитию цифровой экономики при Совфеде говорил Максим Акимов – в бытность вице-премьером, отвечающим за цифровую экономику.
«В целях защиты прав собственников (владельцев) транспортных средств законопроектом вносится изменение в статью 2.6-1 КоАП РФ, согласно которому работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъёмки, видеозаписи …должны находиться исключительно в собственности РФ или субъекта РФ», – поясняют авторы документа.
Напомним, что с 1 сентября 2024 года вступит в силу закон, регламентирующий вопросы размещения и использования дорожных камер для фиксации нарушений правил дорожного движения. Информация о местах установки стационарных, передвижных средств фиксации и (или) маршрутах движения транспортных средств с размещёнными на них мобильными средствами фиксации должна быть общедоступной и размещаться на официальном сайте МВД. Камеры (стационарные, передвижные, мобильные средства фиксации нарушений ПДД) должны обеспечивать контроль за соблюдением ПДД и осуществлять фиксацию в зоне своего обзора всех нарушений, для выявления которых они предназначены, независимо от усмотрения и без какого-либо непосредственного воздействия на них человека, а также должны быть утверждены в качестве средств измерений, иметь соответствующий сертификат и действующее свидетельство о метрологической поверке.
См. также: ГИБДД опубликовала интерактивную карту с дорожными камерами >>>