В Ханты-Мансийске открылся V Международный IT-Форум

 

Его организаторами выступили Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Общественная палата Югры.
Форум направлен на распространение передового опыта в сфере создания информационного общества и развития электронного правительства, продвижения успешно действующих программ и проектов. Экспертный центр электронного государства выступил информационным партнером форума.
Открывая первую пленарную сессию, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Наталья Комарова подчеркнула, что информация в современном мире – это ключ к комплексному устойчивому повышению качества жизни людей и развитие информационных технологий является одним из приоритетов Правительства округа. Не случайно Югра входит в пятерку регионов-лидеров по уровню развитию информационного общества. В округе постоянно ведется работа по повышению доступности ИКТ. «Наша задача состоит в том, чтобы обеспечить все населенные пункты округа, даже самые удаленные, современным доступом в Интернет. Основным инструментом для этого является государственно-частное партнерство», — отметила Наталья Комарова.

Губернатор округа обратила особое внимание на развитие системы государственных и муниципальных услуг и создание Многофункциональных центров предоставления услуг. Только в 2013 году будет открыто 16 таких центров. Жители Югры активно используют новые возможности: на конец прошлого года через региональный сегмент Портала государственных и муниципальных услуг было оказано свыше 213 000 услуг. По этому показателю регион также является одним из российских лидеров.

Информационные технологии способствуют и повышению качества управления. Сотрудники 60 органов государственной власти и подведомственных учреждений уже подключены к Территориальной информационной системе Югры. Вся информация имеет географическую привязку. Это позволяет, например, вести эффективный мониторинг лесных пожаров. В настоящее время идет работа над публичным сегментом ТИС, в которой активное участие принимают институты гражданского общества.

Новое направление деятельности Правительства округа – это развитие электронной демократии, в том числе электронный отбор кандидатов, претендующий на должности в системе управления, краудсорсинговые проекты по повышению качества государственных услуг, электронное общественное обсуждение «Стратегии 2030» и брэнда региона.

В заключении губернатор округа выразила надежду, что IT-Форум станет плодотворной почвой для инноваций и поможет нашей стране закрепиться в группе лидеров в глобальной информационной гонке.

Приветствие министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николая Никифорова огласил заместитель министра Олег Пак. В приветствии была выражена благодарность Губернатору и Правительству Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за предоставление возможности обсудить актуальные вопросы развития информационного общества в Российской Федерации. К числу таких актуальных проблем министр отнес вопросы предоставления широкополосного доступа, развития сервисов электронного правительства, использования ИКТ в сфере здравоохранения, образования, культуры, преодоления неравенства российских регионов в доступе к информационно-коммуникационным технологиям и их использовании. Николай Никифоров высказал уверенность, что по итогам работы IT-Форума будут выработаны практические рекомендации, направленные на оптимизацию процессов развития информационного общества.

Генеральный директор ФГУП «Почта России» Дмитрий Страшнов отметил, что популярность IT-Форума в Ханты-Мансийске постоянно растет. «Российский телеком переживает этап бурного развития, этап повсеместного распространения широкополосного доступа в Интернет и преодоления цифрового неравенства. Потенциал российского IT-рынка делает обмен опытом и обсуждение проблем особенно актуальным».

Затем слово для пленарного доклада было предоставлено заместителю министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Олегу Паку. «Информационные технологии – не самоцель, а инструмент для повышения качества государственных и муниципальных услуг» — подчеркнул Олег Пак. Уже сейчас Россия является одним из лидеров в сфере использования информационных технологий. Ее Интернет-аудитория является самой большой в Европе и составляет 52% от совершеннолетнего населения страны. В соответствии с указом Президента РФ № 601 от 7 мая 2012 года к 2018 году 70% граждан должны получать государственные услуги в электронном виде, и 90% граждан должны быть удовлетворены качеством этих услуг. Как сообщил Олег Пак, в настоящее время в той или иной форме пользуются госуслугами 25% населения, и если сохранится текущая динамика, выйти на 70% не удастся. Необходим качественный рывок. Для этого требуются целенаправленные усилия по целому ряду направлений: преодоление цифрового неравенства между регионами, развитие системы электронной идентификации жителей страны (от простой электронной подписи до электронного паспорта), развертывание системы межведомственного электронного взаимодействия и распространение ее на бюджетные организации (с параллельной отменой требований о предоставлении копий документов, переходом к оказанию услуг вне зависимости от места жительства и уменьшением количества документов личного хранения), создание «государственного облака» с целью снижения затрат и преодоления неравенства между ведомствами. Особым направлением является развитие Единого портала государственных и муниципальных услуг с максимальной оптимизацией наиболее востребованных услуг. «Федеральный бюджет на информатизацию в 2103 году составляет 85,2 миллиарда рублей и каждый рубль должен способствовать повышению качества оказания услуг гражданам. Задачи очень масштабные, они потребуют разработки нового Системного проекта электронного правительства, который мы планируем обсудить с регионами», — завершил свое выступление Олег Пак.

Доклад представителя Всемирного Банка Хуана Наваса-Сабатера был посвящен вопросам использования ИКТ в целях повышения эффективности управления в российских регионах. Всемирным банком создана модель «умного (smart) развития», включающая использование ИКТ для развития инновационных секторов экономики и создания инновационных кластеров («умная экономика»), переход на новые методы предоставлений услуг гражданам, открытие данных для бизнеса и граждан, повышение качества городского планирования («умное управление»), а также формирование «умной инфраструктуры» (широкополосный доступ в Интернет, «умные» системы транспорта и снабжения). Стратегическое значение для «умного развития» имеет широкополосный доступ: он обеспечивает создание рабочих мест, повышение производительности труда, стимулирование инноваций и привлечение иностранных инвестиций, что в свою очередь гарантирует устойчивое развитие. В связи с этим в докладе был рассмотрен международный опыт «умного развития», в том числе путем использования государством платформы облачных вычислений и «открытых данных». Докладчик привел целый ряд проектов Всемирного банка, направленных на обеспечение «умного развития» в разных странах мира и призвал к дальнейшему развитию сотрудничества с российскими регионами.

В завершение первой пленарной сессии был подписан ряд соглашений.

Соглашение о сотрудничестве между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России» подписали губернатор округа Наталья Комарова и генеральный директор ФГУП «Почта России» Дмитрий Страшнов.

Также был подписан Меморандум о взаимопонимании между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Международным банком реконструкции и развития. Меморандум подписали губернатор округа Наталья Комарова и руководитель сектора устойчивого развития Всемирного банка Хуан Навас-Сабатер.

Вторую пленарную секцию открыл директор Департамента информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Андрей Бородин. Он рассмотрел основные направления реализации Стратегии развития информационного общества в Югре в 2012– 2013 годах.

Как сообщил Андрей Бородин, 88% населения автономного округа уже сейчас могут пользоваться современным широкополосным доступом в Интернет. Однако остальные жители округа получают его с ограничениями, а 1% граждан вообще не имеет доступа к сети Интернет. Поэтому Правительство округа целенаправленно развивает сеть Центров общественного доступа на базе библиотек, учреждений культуры и т.п. Такие центр действуют в 146 населенных пунктах, из которых 85 – труднодоступные и удаленные, причем в 56 пунктах используются спутниковые технологии. 5 ЦОДов рассчитаны на пользователей с ограниченными возможностями по зрению.

Одновременно в округе ведется работа по снижению цифрового неравенства и повышению компьютерной грамотности граждан. С 2006 года в Югре реализуется программа «Электронный гражданин», разработанная на основе мировых стандартов. С 2012 года в рамках программы начал преподаваться новый курс «Эффективное использование сервисов электронного правительства», направленный на углубленное изучение регионального сегмента Портала государственных и муниципальных услуг. Всего в рамках программы уже обучено свыше 60 000 человек.

Андрей Бородин подробно остановился на вопросах формирования региональной инфраструктуры электронного правительства. Он отметил, что первоочередные государственные услуги переведены в электронный вид практически полностью. Сейчас осуществляется работа с муниципальными услугами, в том числе с помощью разработанного ОАО «Ростелеком» конструктора форм. Округ стал пионером в использовании этого инструмента. В округе также действуют 4 МФЦ, которые оказывают 137 государственных и муниципальных услуг.

Благодаря внедренной в округе системе электронного взаимодействия граждане были избавлены от необходимости получать 300 000 федеральных справок и 280 000 региональных.

В заключение своего выступления Андрей Бородин рассмотрел Территориальную информационную систему Югры. В ее основе лежит 240 тематических слоев геоинформационной подсистемы, имеющей сертифицированную топографическую основу. К ТИС уже подключено 48 ведомственных систем и более 160 пользователей. В рамках ТИС активно осуществляется использование космических снимков. ТИС позволяет осуществлять такие полезные функции, как мониторинг цен на товары первой необходимости и контроль за ценами на коммунальные услуги. Особо тесное взаимодействие налажено с МЧС: в округе создана система единых дежурных диспетчерских центров и ведется работа над системой «112».

Андрей Бородин выразил уверенность, что к 2015 году все основные показатели Стратегии развития информационного общества в Югре будут успешно достигнуты.

Выступление заместителя генерального директора ФГУП «Почта России» Максима Паршина было посвящено развитию системы предоставления государственных и муниципальных услуг с развитием инфраструктуры «Почты России». Он сообщил, что планируется превращение почты в оператора «одного окна», дающего возможность получить услугу в шаговой доступности. Для выполнения этой функции была проведена инвентаризация отделений почтовой связи и выделены три типа взаимодействия: специализированное окно (только для оказания госуслуг), универсальное окно и мобильные офисы. Услуги могут быть оказаны 22 000 отделениями связи (15 200 универсальных окон и 6 800 специализированных окон).

Кроме того, «Почта России» будет обеспечивать выдачу кода авторизации для доступа в «Личный кабинет» Портала государственных и муниципальных услуг. Максим Паршин рассказал о реализации в Ульяновской области пилотного проекта «Мобильный почтальон», предполагающего информирование граждан о преимуществах электронных услуг, демонстрация преимуществ Портала и обеспечение доступа в «Личный кабинет».  

Еще одно направление будущей работы «Почты России» – выдача универсальной электронной карты и предоставление с ее помощью государственных и муниципальных услуг.

«Почта России» использует единое программное облачное решение со специальной экспертной системой, что позволяет не предъявлять жестких требований к квалификации персонала. На этой основе будет осуществляться мониторинг качества услуг в режиме он-лайн.

Исполнительный директор – директор департамента регионального развития проекта «Информационного общества» ОАО «Ростелеком» Дмитрий Гуртов рассмотрел перспективы развития проекта «Информационное общество» в 2013 году. Он отметил, что массовый переход на электронные услуги потребовал существенного упрощения инструментов, с помощью которых осуществляется этот переход. Был создан «конструктор форм» и началась реализация концепции универсальной рабочей среды для регионального оператора инфраструктуры электронного правительства. Первым регионом, в котором началась апробация концепции, оказался Ханты-Мансийский автономный округ. В настоящее время Департамент информационных технологий самостоятельно работает с муниципальными услугами и идет с опережением графика. Следом за Югрой в проект включились еще пять регионов. Реализация концепции позволит существенно снизить затраты и сделать перевод услуг в электронный вид более удобным.

Дмитрий Гуртов также остановился на проблеме востребованности электронных услуг. 25% жителей страны знают, что существует Единый портал государственных услуг, а используют его около 10% (что на 3% больше, чем в 2012 году). В основном используется 1 и 2 этап услуг (70%). 30% посетителей записывались на прием, 15% отправляли запрос на предоставление услуги. Поэтому, сделал вывод Дмитрий Гуртов, необходима активная работа по повышению востребованности Портала. Для этого в центре внимания должно стать повышение удобства пользования портала для граждан. Кроме того, требуется оптимизация внутриведомственных процессов и разъяснительная работа с населением.

Доклад заместителя генерального директора ОАО «СибНац» Владимира Седухина был посвящен практическому применению Территориальной информационной системы «Югры». В настоящее время ТИС находится на третьем этапе своего развития: на первом  этапе был разработан системный проект, на втором – создано архитектурное ядро, а сейчас осуществляется информационное наполнение системы. ТИС позволяет осуществлять информационную поддержку разработки крупных инфраструктурных проектов (с отбором основных вариантов и моделированием). Одновременно с ее помощью можно решать конкретные ведомственные задачи, причем создается единая площадка для взаимодействия всех заинтересованных сторон. ТИС служит эффективным инструментом мониторинга (например, мониторинга рационального использования природных ресурсов с использованием космических снимков). И, наконец, с помощью ТИС осуществляется информационное обеспечение услуг населению. Округ является краем рыбаков и охотников, и для них очень актуальны такие услуги, как выдача охотничьих билетов и распределение рыбопромысловых участков. Специальный публичный сегмент ТИС обеспечивает доступ населения, в том числе лиц с ограниченными возможностями, к объектам социального значения. Владимир Седухин закончил свое выступление призывом к созданию единого информационного пространства округа путем согласования всех существующих и вновь создаваемых информационных систем с ТИС Югры.

5 июня работа IT-Форума будет продолжена.