Утверждены правила формирования и ведения федеральной информсистемы доступности дошкольного образования

Правительство своим постановлением утвердило правила формирования и ведения федеральной информационной системы доступности дошкольного образования; документ опубликован на официальном портале правовой информации во вторник.

Напомним, закон, наделяющий правительство полномочиями по утверждению порядка формирования и ведения федеральной ИС и методических рекомендаций к порядку формирования и ведения региональных информационных систем доступности дошкольного образования и иных информационных систем, используемых для тех же целей, был разработан во исполнение поручений президента РФ от 28 мая 2015 года и принят в конце 2019 года.

Согласно постановлению правительства, федеральная информационная система предназначена для решения следующих задач:

  • обеспечение сбора, обработки, систематизации и хранения информации о доступности дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми, обеспечение доступа пользователей федеральной информационной системы в соответствии с их правами доступа к такой информации, её предоставления и распространения;
  • мониторинг системы образования в части организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми, в том числе размещения в Интернете результатов мониторинга для обеспечения открытости информации о доступности дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми.

В настоящее время в регионах функционируют информационные системы, обеспечивающие предоставление в электронном виде услуги по приёму заявлений, постановке на учёт и зачислению детей в детские сады. Федеральная информационная система ведения электронной очереди работает с 1 апреля 2014 года. Данные из региональных систем поступают в федеральную систему автоматически. Кроме формирования и ведения е-очереди, региональные системы аккумулируют данные детях и образовательных организациях.

Информация, содержащаяся в региональных ИС (согласно закону)

Региональные информационные системы содержат информацию:

  • о детях, нуждающихся в получении мест в государственных или муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования и (или) осуществляющих присмотр и уход за детьми, и об их родителях (законных представителях);
  • об организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования и (или) осуществляющих присмотр и уход за детьми;
  • о результатах рассмотрения заявлений о предоставлении детям мест в государственных или муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования и (или) осуществляющих присмотр и уход за детьми, о последовательности предоставления таких мест, об основаниях изменения указанной последовательности для каждого ребёнка, о результатах направления и приёма детей на обучение в указанные организации;
  • об осваивающих образовательные программы дошкольного образования и (или) получающих присмотр и уход;
  • об органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов субъектов РФ, органах государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт- Петербурга и Севастополя, осуществляющих управление в сфере образования, в части осуществления полномочий по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

В региональных информационных системах обрабатываются следующие персональные данные детей и их родителей:

  • фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) ребёнка и его родителей (законных представителей);
  • дата рождения ребёнка;
  • реквизиты свидетельства о рождении ребёнка;
  • адрес места жительства ребёнка;
  • сведения о наличии потребности в обучении ребёнка по адаптированной образовательной программе дошкольного образования и (или) в создании специальных условий для организации обучения и воспитания ребёнка-инвалида в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (при наличии);
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) ребёнка;
  • реквизиты документов, подтверждающих установление опеки или попечительства (при наличии);
  • адрес электронной почты, номер телефона (при наличии) родителей (законных представителей) ребёнка.

Согласно постановлению, создание, эксплуатация и развитие федеральной информационной системы осуществляются на основе следующих принципов:

  • обеспечение полноты, достоверности, актуальности и целостности информации, получаемой из региональных информационных систем;
  • централизация сбора информации о доступности дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми и безвозмездность доступа к ней с использованием федеральной информационной системы для пользователей федеральной информационной системы в соответствии с их правами доступа;
  • обеспечение совместимости для взаимодействия с государственными и иными информационными ресурсами, ведомственными и межведомственными информационными системами.

Как говорится в постановлении, информация, содержащаяся в федеральной информационной системе, является информацией ограниченного доступа, за исключением общедоступной информации о результатах мониторинга доступности дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми, определяемой министерством просвещения Российской Федерации, которое является оператором системы.

Федеральная информационная система имеет следующую структуру:

  • сервис для внешнего доступа, позволяющий организовать безопасный внешний доступ для пользователей;
  • модуль взаимодействия с пользователями, обеспечивающий взаимодействие пользователей с данными федеральной информационной системы;
  • модуль управления данными, обеспечивающий формирование справочной информации, необходимой для хранения и отображения данных в федеральной информационной системе;
  • модуль авторизации пользователей, обеспечивающий доступ пользователей к системе с учётом уровней доступа;
  • модуль геолокации, обеспечивающий привязку данных по обеспечению доступности дошкольного образования к местности;
  • модуль обработки информации, обеспечивающий её автоматизированную проверку при получении из региональных информационных систем;
  • модуль хранения, обеспечивающий хранение информации, получаемой из региональных информационных систем, и результатов её обработки, справочных форм;
  • модуль формирования отчётности, обеспечивающий формирование сводных отчётов на основании информации, предоставленной регионами;
  • модуль приёма информации, обеспечивающий её приём из региональных информационных систем.

Пользователи федеральной информационной системы вправе использовать информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе, исключительно в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности, говорится в документе.

Напомним, что в 2016 году президент РФ отклонил закон о «Единой федеральной межведомственной системе учёта контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам» из-за отсутствия конкретики в отношении перечня сведений, содержащихся в системе, лиц, которые имеют доступ к таким сведениям, и их ответственности. «Полагаю, что Федеральным законом должен быть установлен перечень конкретных сведений, содержащихся в государственных информационных системах «Контингент обучающихся» субъектов Российской Федерации и федеральной информационной системе «Контингент обучающихся», а также определены лица, которые имеют доступ к таким сведениям, и их ответственность», – сказано в письме президента законодателям по этому поводу.