«Спартак» и IT

Пиарщица из компании «ФОРС»  вела себя с явными отклонениями от нормы:

– Нет! Это сделали не мы!

– А пресс-атташе стадиона сказал, что вы. Врёт?

– Не знаю! Не наша система.

– Но «Спартак» в числе ваших заказчиков?

– Да. Но это сделали не мы!

Корейцы деньги платят, лишь бы игроки «Спартака» написали на груди «KIA», «КРОК» не отстаёт, за милую душу рисует свой логотип на футболках ЦСКА, а гордому отечественному производителю по имени «ФОРС» даром не надо, чтобы о нём знали миллионы болеющих за «Спартак» людей. В «ФОРС» этого даже, чувствовалось по тону собеседницы, опасаются.

Однако показания пресс-атташе спартаковского стадиона изобличают «ФОРС». Причастны, голубчики:

Вскоре отклонение от нормы обнаружилось и у самого Ярослава Дмитриева. Узнав, что в «ФОРС» его заявление опровергают, пресс-атташе стадиона перестал отвечать на вопросы. Что вполне в корпоративном спартаковском духе – у нас три четверти команды такие, сначала вроде играют, а потом надоедает — и перестают.

Так что не поймёшь, кто виноват в издевательстве над 22 тысячами болельщиков, пытавшихся в начале сезона купить абонементы. Но это и не так важно, история замечательна сама по себе. Особое удовольствие она причинит IT-специалистам, безотносительно к тому, за кого они болеют и болеют ли вообще.

Неумение торговать абонементами – древняя спартаковская традиция. Прежде всякий сезон собирались многочасовые очереди: надо было заново сканировать паспорт, платить наличными, ждать, когда тебе напечатают абонемент или прошьют в карточке чип, и терпеть прочие бодрящие процедуры. Ну не завести же было, в самом деле, компьютерный учёт страждущих, или, того хуже, продавать им абонементы онлайн.

В прошлом году «Спартак» построил стадион. Болельщики замерли в предвкушении – что теперь придумают эти изобретательные люди из руководства любимого клуба? Неужели переймут опыт «Локомотива» и, о ужас, ЦСКА — и станут продавать билеты онлайн?

Никто из фанатов, надо отдать им должное, не сомневался, что что-то новенькое по части мучений будет опробовано на людях, традиция же. Но того, что случилось, предвидеть было нельзя.

Процесс онлайн-покупки абонемента занял времени не меньше, чем стояние в очереди – долгие часы. Прорваться сквозь отказ в обслуживании удавалось раз в 30-60 минут. Выбрав место на стадионе, человек шёл платить – и вываливался на стартовую страницу сайта. Повторный вход – выбранное место занято – выбор нового места – попытка оплатить – отказ – повторный вход, у программистов это называется «цикл». Условием выхода из цикла чаще всего был конец терпения.

Это очень бледное описание, тут вся прелесть в нюансах. Коллеги Ярослава Дмитриева, а может, и он сам, соорудили аварийную инструкцию, где всё описано как надо.

«Определились с сектором? Жмите на него. И вот тут система едва выдерживает нагрузку и обычно выдает строку со страшными символами. Некоторым удается через несколько нажатий F5 перейти на следующий этап – у кого-то это занимает часы. Запаситесь терпением. Технические специалисты об этой проблеме знают, и надеемся, сумеют решить».

Ещё цитата: «Самое главное, на схеме после того, как вы оплатили место, оно не закрасится, как занятое. Говорят, что это техническая ошибка, оно просто не закрашивается, но занято, и купить абонемент на него второй раз – нельзя».

О том, что потом по ходу сезона разовые билеты продавали онлайн на места, принадлежащие владельцам абонементов, даже неловко упоминать, это само собой, как иначе-то. Нельзя было купить места рядом с друзьями. Перед матчами очередь в кассы выстраивалась на сотни метров, т.к. купить билет в Интернете было невозможно. И пр., и пр.

Речь идёт, на секундочку, о продаже не более 45 тысяч (вместимость стадиона) единиц товара, не нуждающегося в доставке. Число посетителей сайта не могло превышать 100, ну, пусть 150 тысяч в день, даже если допустить, что враги из ЦСКА и пр. Динамо-Киев нарочно ддосили ненавистный спартаковский сервер.

Говорил с разработчиком parter.ru, узнал о продаже билетов интересное. Надо завести в систему много схем многих залов, надо учесть прелести вроде изменения цены билета в зависимости от приближения к дате спектакля – правила этой процедуры у каждого театра свои, и могут отличаться для билетов в разных местах зала. Сложная система, в смысле понимания и моделирования предметной области. В реализации – нет, не сложная.

Но ничего такого при продаже абонементов на «Открытие арена» нет. Один зал, т.е. стадион, цена абонемента по мере приближения к началу игр меняется два-три раза, можно ручками завести. Курсовой проект для третьекурсника. Хорошо, для двух третьекурсников – второй пусть схему стадиона рисует. То, что такую систему в «Спартаке» умудрились превратить в эпик фэйл, ничем, кроме грандиозной некомпетентности, объяснить нельзя.

Почему было не отдать торговлю абонементами на аутсорсинг тем, кто это умеет? Почему было не отдать этот курсовой проект тем, кто умеет делать несложные онлайн-системы, если уж денег на изобретение своего велосипеда не жалко?

Конкретного ответа нет, только общий: IT в России настоящим парням из настоящего бизнеса не требуется, глупость это, а не способ добиться конкурентного преимущества. Землю под стадион или скважину с помощью IT не получишь. А болельщики – да куда они денутся, не переметнутся же к «Локомотиву».

Тут футбол, как обычно, смоделировал нашу жизнь с восхитительной точностью.

Хочу с опозданием, но всё же пояснить, что текст приурочен к скорому возобновлению сезона. Месяц остался. Интересно, отладят курсовой проект или нет. В успех верится с трудом. Этих студентов пора отчислять.