СП: на информатизацию ЗАГСов было потрачено более 1,1 млрд руб, для перевода баз данных в единый формат нужны дополнительные деньги
Коллегия Счетной палаты РФ на минувшей неделе рассмотрела отчет о результатах проверки использования госресурсов для реализации федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния в 2014-2015 годах. Согласно отчету, расходы бюджетов на приобретение и содержание программ для хранения актов в электронном виде составили более 1,1 миллиарда рублей, при этом отсутствие единой концепции информационной системы ЗАГСов привело к тому, что для модернизации и перевода баз данных в единый формат потребуются дополнительные средства, сообщили в СП.
Указом президента России от 15 января 2016 года «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с ПФР, ФСС, ФОМС» правительству России предписано до 1 мая 2016 года внести в Госдуму законопроекты, предусматривающие возложение на Минфин функций по формированию и ведению единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении России, в том числе, сведения о регистрации актов гражданского состояния.
Как было установлено Счетной палатой в ходе проверки, органы ЗАГС для составления и хранения актов в электронном виде используют различные программные средства («Находка-ЗАГС», «МАИС ЗАГС» и «КСАО-ЗАГС»). При этом программные продукты и аппаратное обеспечение приобретались региональными органами ЗАГС самостоятельно. Более того, так как Минюст не разработал единые требования к форматам сведений, вносимых в записи актов гражданского состояния в электронном виде, эта работа также проводилась каждым регионом самостоятельно. В результате это привело к тому, что некоторые из указанных программных продуктов имеют различные платформы и алгоритмы формирования, хранения и передачи сведений, заключили аудиторы.
Совокупный объем расходов на приобретение таких программ (с момента начала создания информационных систем) за счет средств субвенции из федерального бюджета и средств бюджетов регионов и муниципальных образований составил 945,3 миллиона рублей, расходы на их содержание в 2014-2015 гг. — 213,2 миллиона рублей, что составляет, соответственно, 5,3 % и 1,2% от совокупных бюджетных расходов на выполнение переданных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния за 2014-2015 годы, которые составили 17,7 миллиарда рублей.
«Отсутствие единой концепции информационной системы ЗАГСов привело к тому, что для модернизации и перевода баз данных в единый формат потребуются дополнительные средства», — отметила глава Счетной палаты Татьяна Голикова.
Проверка показала, что 33% от общего объема межведомственного документооборота по предоставлению сведений о регистрации актов гражданского состояния осуществляется на бумажных носителях, что влечет за собой значительные затраты по их подготовке и направлению уполномоченным органам.
По словам Татьяны Голиковой, создание единого государственного информационного ресурса, содержащего сведения о госрегистрации актов гражданского состояния, с организацией разграниченного доступа к этой информации уполномоченных органов позволит значительно снизить финансовые, материальные и трудовые затраты по передаче этих сведений в уполномоченные органы, а также ускорить процесс получения ими необходимой информации.
Проверка также показала, что в проверяемом периоде финансирование расходов на исполнение переданных регионам РФ полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния осуществлялись за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов регионов и муниципальных образований. При этом собственные расходы регионов в 2014-2015 гг. увеличились с 1,8 миллиарда рублей до 2 миллиардов рублей, или на 11,7%. Причина – снижение в 2015 года размера субвенции из федерального бюджета с 7,2 миллиарда рублей до 6,6 миллиарда рублей (на 9,1%) в связи с общим сокращением бюджетных расходов.
«Увеличение собственных расходов регионов на государственную регистрацию актов гражданского состояния и иные делегированные полномочия несет дополнительные риски роста бюджетного дефицита регионов, и, как следствие, увеличения их закредитованности», — сказала Голикова.
Счетной палатой также были установлены расхождения в сведениях о государственной регистрации актов гражданского состояния на сайте Росстата и в статистической отчетности Минюста России за 2014 год.
По словам аудитора СП Татьяны Блиновой, расхождения в данных обусловлены отличиями в методологии их формирования и отражения в отчетности. При близких абсолютных значениях показателей по рождаемости и смертности разнонаправленные значения даже таких погрешностей влияют на степень достоверности оценки сложившейся в регионах ситуации в сфере естественного движения населения, прогноза социально-экономического развития регионов и страны в целом, а также объективности оценки эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти, для подготовки которой эти данные используются.
Коллегия СП направит представление об устранении выявленных нарушений в Минюст России, информационные письма в правительство России, Минфин России и Росстат. Отчет о результатах проверки будет направлен в Палаты Федерального Собрания Российской Федерации.