Сервисы заказа такси назвали раскрытие данных о поездках рисками для бизнеса

Столичный департамент транспорта разработал проект регламента информационного взаимодействия служб заказа такси и Единой региональной навигационно-информационной системы Москвы (РНИС) и 31 января 2017 года направил документ участникам рынка; последние увидели в новых правилах риски для бизнеса, сообщают «Ведомости».

Регламент разрабатывается департаментом согласно постановлению правительства Москвы «О мерах по совершенствованию организации таксомоторных перевозок», подписанному 24 января 2017.

В постановлении сказано, что юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по предоставлению услуг по приему заказов на перевозку пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы и передаче их перевозчику с использованием любых средств связи (диспетчерские службы заказа легковых такси) должны предоставлять в РНИС «данные о местоположении легковых такси, получающих заказы на перевозку пассажиров и багажа с указанием статуса «свободен/занят», номере разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, <…> а также номере государственного регистрационного знака легкового такси в порядке и сроки, установленные департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы».

Требование предоставления данных относятся как к традиционным службам такси, так и к мобильным агрегаторам (вроде Uber, Gett и «Яндекс.Такси»).

В документе, составленном департаментом, отмечено, что данные, которые компании обязаны будут передавать городу, будут являться открытыми в соответствии с требованием постановления правительства России от 10 июля 2013 г. № 583. Такие данные «могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации», сказано в проекте регламента.

Такси должны будут передавать данные от бортового оборудования не реже одного раза в 20 секунд, в том числе дату и время с точностью до миллисекунд, широту, долготу, скорость и путевой угол, отмечается там же.

По данным «Ведомостей», требование открытости данных участникам рынка не понравилось. С помощью такой информации можно будет отслеживать финансовые показатели компании, а они относятся к сведениям, составляющим коммерческую тайну, возмущен сотрудник одной из компаний – агрегаторов заказов такси. По его словам, кто, куда и когда едет – «самые чувствительные данные»: по ним можно понять всю экономику компании по Москве в условиях известных тарифов, поясняет он. «Нас также тревожит предложение сделать такие данные открытыми», – соглашается его коллега в другом агрегаторе заказов такси. Его компания уже направила свои замечания департаменту транспорта города.

Данные РНИС станут доступны только оператору системы (ГКУ «ЦОДД») и будут использоваться лишь для городского планирования и аналитики, уверяет представитель департамента транспорта. По его мнению, передача информации – «еще один механизм защиты пассажиров в нестандартных ситуациях». Чиновники рассчитывают, что с помощью данных они смогут планировать дополнительные стоянки такси, «комплексные проекты организации дорожного движения, в том числе проекты организации выделенных полос и др.».

До сих пор московские чиновники смогли договориться о передаче таких данных только с одним агрегатором заказов такси из трех крупнейших – «Яндекс.Такси». Последний передает такие данные с 2015 года.

Соглашения о передаче данных с основными участниками рынка такси уже подписаны, утверждает представитель департамента. По его словам, при подготовке проекта регламента предложения участников рынка уже были учтены, «ряд участников рынка уже прислали комментарии к проекту регламента». Работа по утверждению регламента завершится в середине февраля, добавил представитель департамента транспорта.

Такси-агрегаторы Gett и Uber предоставляют лишь статистическую информацию (номер машины, данные о водителе и проч.) о своей работе с 2016 года, отмечает представитель департамента. При этом данные непосредственно о местонахождении, маршруте и передвижении подключенных к ним автомобилей (так называемые треки поездок) ни одна из этих компаний городу не передает.

Для передачи треков агрегаторам нужно разработать программное обеспечение, оно дорогостоящее, расходы на разработку компании могут частично заложить в комиссию для перевозчиков, что скажется на стоимости поездок для пассажиров, говорит один из собеседников «Ведомостей».