Сделка хозяйствующих субъектов, создавших совместную российско-китайскую компанию AliExpress Russia, означает, что Россия уже фактически реализует задачи из программы «Цифровая экономика», добиваясь желаемого в регулировании интернет-торговли. В нашей стране появляется лидер в трансграничной электронной торговле мирового уровня. Именно российский, так как контроль за российскими юридическими лицами: технические средства дистанционной купли-продажи зарубежных товаров и персональные данные покупателей переезжают в страну, и регулятор получает возможности для исполнения своих обязанностей.
О регулировании рынка
Объём трансграничной розничной торговли в России (импорт) за пять лет вырос втрое, и прогноз Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) на 2018 год оптимистичен.

Темпы роста менялись год от года, но сам рост не прекращался, и резерв его значителен: в России доля розничных онлайн-продаж по сравнению с Европой, за которой мы по традиции следуем, невелика.
Рынок трансграничной торговли нуждается в регулировании с целью защиты права потребителя, контроля качества товаров, равенства налогообложения отечественных и иностранных онлайн-продавцов.
Однако сейчас розничные трансграничные онлайн-продажи в России государством регулируются плохо или не регулируются вообще: для этого нет подходящего инструмента. Так, в 2015 году, по данным исполнительного директора АКИТ Артёма Соколова, ввозной пошлиной на границе РФ облагались только 3% товаров из КНР (занижение ценности почтового отправления с целью избежать пошлин широко распространено, иностранный продавец на это охотно идёт).
Ситуация несимметрична. Экспорт из России в Китай облагается пошлинами, начиная с суммы посылки от 50 юаней (4,3 доллара по нынешнему курсу). В ЕС порог беспошлинного ввоза назначен высотой в 22 евро. А в России он самый высокий в мире – 1000 евро.
И государство это устраивает, по крайней мере, пока. Не устраивает другое.
Неравные условия трансграничной и внутренней онлайн-торговли плохо сказываются на российских торговых компаниях (у которых импортные товары при сопоставимой марже стоят на 30-50% дороже, чем на зарубежных сайтах) и логистических сервисах. Ненормально, когда налог с продаж платят только российские интернет-магазины, а на приграничных территориях, в частности, в Прибалтике, но не в самой России, создаются логистические комплексы, легально предлагающие пересылку почтовых отправлений через Россию в другие страны ЕАЭС.
Важнее же всего то, что отечественные производители, экспортёры прежде всего, оказываются в неравной конкуренции с дешёвыми, не облагаемыми положенными налогами товарами из-за границы. Исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий Николай Комлев в беседе с корреспондентом D-Russia.ru привёл в пример производство компьютерной техники – плат, флэш-накопителей и т.п. Всё это несложно было бы изготовить в стране, импортируя комплектующие, однако невозможно из-за неравных условий конкуренции с готовой китайской продукцией, беспошлинно ввозимой из-за границы.
О защите прав потребителя уже было сказано, в дополнение к этому надо упомянуть также проблему трансграничной передачи персональных данных граждан России при онлайн-покупках – закон запрещает их хранение за пределами страны.
В чём интерес Китая
Российский онлайн-покупатель – это покупатель китайских товаров. На магазины КНР приходится более 90% онлайн-покупок с территории России.

Наиболее популярные отечественные интернет-магазины – в частности, Pandao, Joom – также торгуют главным образом китайской продукцией.
Интерес Alibaba (а вместе с ним и КНР) в создании совместного предприятия сугубо утилитарный: Россия для Китая рынок сбыта. Иррациональных целей вроде овладеть персональными данными, спрятаться за «великим файрволом» у Китая и китайских компаний на этом рынке нет.
Полтора года назад, напомним, в Москве объявлено о, если не вдаваться в подробности, политике открытости онлайн-границ КНР ради торговли (читай: продаж китайских товаров по всему миру).
Это увеличивает шансы на то, что российскую практику регулирования трансграничной торговли как успешно апробированную можно будет тиражировать в отношении других государств.
С созданием совместного предприятия для китайцев процедуры работы на российском рынке значительно упрощаются. Поставщик может меньше думать о логистике, приёме платежей, соблюдении местных законов и сосредоточиться на том, что умеет лучше всего – производить товар.
Ещё важнее то, что AliExpress Russia, очевидно, получит в России поддержку других крупных игроков сферы IT-индустрии, вместе с тем благодаря сделке изящно решатся и государственные задачи.
На наших условиях
Создание совместного предприятия китайской Alibaba (48%) с российскими Mail.ru, «Мегафоном» и РФПИ (52% на всех российских участников) действительно решает все проблемы, стоящие перед российским регулятором рынка трансграничной онлайн-торговли.
Исходя из интересов российского рынка можно надеяться, что:
- Совместная компания будет использовать собственную, независимую ни от кого технологическую платформу.
- Серверы и программное обеспечение платформы окажутся на территории России.
- Оплата и доставка только через российские платёжные и логистические сервисы.
- Ключевые данные, включая персональные данные российских покупателей, хранятся только на территории РФ в соответствии с законодательством.
- Иностранный партнёр будет продвигать в странах, где ведёт бизнес, российские товары и услуги.
Договорённости с Alibaba таковы, что в случае их успешной реализации Россия получает 1) образцовый прецедент; 2) универсальное, апробированное, тиражируемое решение для регулирования отечественного рынка электронной коммерции; 3) дополнительные возможности для российских онлайн-продаж за рубежом.
Ещё одно обстоятельство, о котором нельзя умалчивать: устранение риска потерять собственный рынок.
Транснациональные IT-компании, подобные Alibaba, по природе своей склонны к захвату и монополизации любых рынков, до которых могут дотянуться. Пример – мировой рынок интернет-поиска, фактически принадлежащий Google. Розничную онлайн-торговлю монополизировать сложнее, хотя Amazon – небезуспешно – пытается. Alibaba с её 90% продаж на нашем рынке тоже могла бы попробовать, но теперь этой угрозы нет. Персональные данные, движение товаров, платежи с созданием AliExpress Russia остаются там же, где и рынок – в России. Она, вероятно, есть главный бенефициар сделки, формальным участником которой не являлась.