Счётная палата: в стране снижается доступность почтовой связи

Аудиторы Счётная палаты завершили проверку деятельности АО «Почта России» в 2020-2024 годах и истекшем периоде 2025 года и представили выводы, главный из которых – доступность почтовой связи в стране снижается.

Почти каждое шестое отделение временно не работает, отделения всё чаще переводят на сокращённый режим. Основные причины – неукомплектованность штата, нерентабельность и отсутствие помещений.

Порядка 70% объектов недвижимости «Почты» – изношены. Более двух тысяч помещений – пустуют или используются неэффективно. Крупные логистические центры в Москве загружены менее чем на 15%.

Из 3355 отделений, запланированных к обновлению на бюджетные средства (17 миллиардов рублей), почти 30% не были модернизированы вовремя. Чёткого плана [модернизации] нет.

«Компания работает неэффективно, терпит убытки и не справляется с задачами по развитию почтовой связи в стране», – пишет Счётная палата.

У «Почты» нет актуальной стратегии развития. Стратегия развития «Почты России» на период до 2030 года, принятая советом директоров в 2021 году, утратила актуальность и с 2022 года не пересмотрена. Несмотря на то, что стратегия продолжает действовать, мониторинг её реализации не ведётся, промежуточные итоги не подводились. Цели компании зачастую утверждаются в последний момент – показатели на 2024 год утвердили за день до окончания года.

За пять лет организационная структура менялась 25 раз, руководство – три раза, советников стало больше на 65%, а их зарплатный фонд вырос почти на 50% — с 121,1 миллиона до 179,2 миллиона рублей. Но на местах – нехватка кадров.

Отмечается увеличение вакантных ставок производственного персонала – в 2,2 раза по сравнению с уровнем 2020 года. Основная причина – низкий уровень заработной платы.

«Почта России» берёт кредиты без оценки последствий. Показатель долговой нагрузки в 2024 году в десятки раз выше допустимого. Долги «Почты России» с 2020 года выросли на 70% до 128,3 миллиарда рублей, а расходы на обслуживание долга в 2021–2023 годах увеличились на 79,7% – до 10,6 миллиарда рублей.

Больше всего жалоб на работу «Почты России» поступает из сельских районов. Об этом говорили на заседании «круглого стола» в Совете Федерации в понедельник.

Счётная палата рекомендует: разработать новую стратегию развития до 2030 года, установить лимиты долговой нагрузки, утвердить план модернизации с конкретными показателями.

По итогам поверки также направлены обращения в Генеральную прокуратуру и ФНС России для принятия соответствующих мер реагирования по выявленным нарушениям.

В апреле, напомним, Минцифры разработало проект федерального закона, предусматривающего ряд мер поддержки «Почты России», направленных на «решение ключевых экономических вызовов», т.е. борьбу с долгами организации, модернизацию инфраструктуры и обеспечение доступности почтовых услуг для граждан. В случае подписания документа «Почта» станет уполномоченной организацией по доставке корреспонденции, счетов, газет и рекламных материалов в почтовые ящики многоквартирных домов; начнёт принимать электронные платежи без дополнительных комиссий со стороны кредитных организаций; получит возможность продажи безрецептурных лекарств; усовершенствует графики работы своих отделений и т.д

Также в начале апреля стало известно, что Минфин не поддержал выделение допфинансирования на ремонт отделений «Почты России». Минцифры просило дополнительные бюджетные ассигнования в объёме 104,9 миллиарда рублей, которых бы хватило на модернизацию всех отделений почтовой связи в период 2025-2030 годов. Обсуждается вопрос финансирования «Почты России» за счёт автоштрафов и выделения максимальных льгот организации регионами.

См. также: О стратегии развития как плане спасения «Почты России» >>>