Счётная палата: судебная система – вне цифровой трансформации государственного управления РФ

На сайте комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству в конце апреля опубликован отчёт Счётной палаты по информатизации судебной системы РФ.

В документе констатировано неудовлетворительное состояние IT-обеспечения работы судебной системы; аудиторы Счётной палаты (СП) пришли к выводу о том, что «в целом судебная система «находится вне области цифровой трансформации государственного управления Российской Федерации», а судебная власть, рассматривая информатизацию судопроизводства в качестве одного из приоритетных направлений развития и имея право на законодательную инициативу, не принимает активное участие в процессе формирования нормативной правовой базы, определяющей направления информатизации судопроизводства.

Задачей СП было определить текущее состояние оснащённости судебной системы современным информационным оборудованием и системами, наличие сформированного единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей, а также возможность дальнейшей автоматизации судопроизводства, внутренней деятельности судов и межведомственного взаимодействия.

В документе отмечены:

  • недостаточность нормативного регулирования информатизации судебной системы;
  • отсутствие единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей;
  • невыполнение требований и рекомендаций, установленных законодательством Российской Федерации.

В отчёте указывается на успешный опыт использования современных информационных технологий в деятельности отдельных федеральных судов и мировых судей, который в совокупности с правильными управленческими решениями позволил автоматизировать внутреннюю деятельность судов, снизить трудовые затраты сотрудников судов в судопроизводстве, сократить сроки рассмотрения поступивших дел и материалов без потери качества, снизить финансовые и материальные затраты не только судов, но и ФССП и ФСИН России.

Однако недостаточная организационная готовность к изменениям со стороны органов судебной системы и Судебного департамента при Верховном Суде, в том числе отсутствие отраслевого документа стратегического планирования, определяющего основные направления развития и применения современных IT-решений в деятельности судебной системы, и недостаточное взаимодействие по отдельным вопросам информатизации с органами исполнительной власти, не способствует объединению усилий, направленных на достижение национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Непонятны сроки комплексного внедрения современных информационных технологий в судопроизводство и внутреннюю деятельность судов, создания единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей. Ограничено «использование функциональных возможностей информационных систем федеральных органов исполнительной власти», говорится в документе.

Так, разработанные судебной системой РФ концепции информатизации деятельности федеральных судов и мировых судей не позволяют осуществлять мониторинг текущего состояния использования IT в судопроизводстве, сформировать единое информационное пространство федеральных судов и мировых судей, оценить реальный достигнутый уровень использования современных информационных технологий в деятельности судов, удовлетворённость автоматизацией судопроизводства судей, работников аппаратов судов и участников судопроизводства.

Финансирование мероприятий по информатизации федеральных судов исключительно за счёт текущих расходов Судебного департамента оказывает негативное влияние на их обеспеченность компьютерной и организационной техникой.

С 2018 года по 2023 год количество рассмотренных судебной системой дел увеличилось на 23%. Также выросла нагрузка судей, при росте неукомплектованности судов судьями с 14,0% от их общего штатного количества в 2022 году до 16,5% в 2024 году. Это может оказать негативное влияние на правосудие, отмечают в СП.

Отдельно отмечается, что ГАС «Правосудие», обеспечивающая информационную и технологическую поддержку судопроизводства, «последовательно регрессирует» из-за недостаточной организации Судебным департаментом процессов развития и эксплуатации программных изделий системы. Из 47 программ используется всего 27 (57%), остальные 20 (43%) устарели и не используются.

Сама архитектура ГАС «Правосудие» до сегодняшнего момента не модернизировалась, базируется на технически устаревших зарубежных программных продуктах.

См. также: Определён поставщик американских систем видеоконференцсвязи на 635 млн руб для ГАС «Правосудие» >>> 

Характеристика ГАС «Правосудие» и архитектуры современных информационных систем.

Осенью прошлого года СП уже отмечала риски при использовании ГАС «Правосудие», в том числе её уязвимость, несоответствие необходимому уровню безопасности. В 2024 году результате кибератаки был потерян контроль над системой.

По состоянию на 1 июля 2024 года в консолидированной базе данных (КБД) «Правосудия» находился 89 232 691 судебный акт, или 33,6% от общего количества карточек судебных дел в единой картотеке судебных дел (265 778 402). В результате кибернападения КБД была утрачена.

На сегодняшний день осуществлено «частичное восстановление» системы. Интересно, что до ноября 2024 года не было назначено ни структурное подразделение, ни должностное лицо, ответственные за защиту информации в ГАС.

В 13 из 89 субъектов Российской Федерации используется собственное программное обеспечение, не входящее в состав ГАС «Правосудие». При этом созданные этими регионами информационные системы более удобны, чем программное обеспечение ГАС «Правосудие».

Общие расходы федерального бюджета на создание, развитие и эксплуатацию ГАС «Правосудие» с 2003 по 2024 год составили 65,2 миллиарда рублей. На её эксплуатацию ежегодно тратится порядка 4-5 миллиардов рублей, преимущественно на закупку услуг послегарантийного ремонта программно-технических средств и оборудования (серверы, ВКС, другая техника).

По контрасту с ГАС «Правосудие» Комплексная информационная система судов общей юрисдикции города Москвы (КИС СОЮ) выглядит продвинутой: в ней больше функциональных возможностей, более дружественный интерфейс, лучше защита, а также присутствуют сервисы, использующие технологии искусственного интеллекта. Однако КИС СОЮ не интегрирована в ГАС «Правосудие».

Согласно информации, предоставленной разработчиком, расчётная стоимость тиражирования КИС СОЮ на все федеральные суды общей юрисдикции (2729 объектов) в 2024-2027 годах составляет порядка более 2,2 миллиарда рублей. Такая работа целесообразна, следует из контекста.

Информатизация судебной системы и внедрение современных информационных технологий в судопроизводство может снизить расходы судопроизводства на 11-38% за счёт уменьшения затрат на закупку бумаги, канцелярских принадлежностей, почтовых расходов, расходов на ремонт и обслуживание оргтехники, а также других подобных расходов.

Ещё несколько фактов из отчёта:

  • Не все информационные системы и банки данных, находящиеся в ведении арбитражных судов, находятся в ведении Судебного департамента.
  • Ведомственные программы цифровой трансформации (ВПЦТ) Судебным департаментом не разрабатываются.
  • На начало 2025 года в единой биометрической системе сервис для участников судебных заседаний Минцифры России не разработало.
  • В девяти субъектах Российской Федерации, или в 632 участках мировых судей (8,2% от общего числа судебных участков мировых судей) отсутствует техническая готовность подключения к модулю «Электронное правосудие» и не осуществляется подача документов в электронном виде.
  • Утверждённые Судебному департаменту бюджетные ассигнования (на 2022-2024 гг.) в среднем были в 2,6 раза меньше его расчётной потребности на информатизацию федеральных судов.
  • У Судебного департамента, ФГБУ «Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие» и в судах отсутствуют штатные IT-специалисты, способные самостоятельно выполнять модернизацию и доработку функциональных возможностей информационных систем, используемых в деятельности федеральных судов и мировых судей. (Это, вполне возможно, не есть недостаток – смысл ведения в судах натурального IT-хозяйства неочевиден – ред.)
  • Электронными носителями аудиозаписи судебного заседания являются диски, дискеты, флеш-карты.
  • Взаимодействие судов и ФССП России осуществляется в основном в бумажном виде. На долю электронного документооборота (при помощи СМЭВ) приходится ежегодно малая часть документооборота (в 2022 году – 6,2%, в 2023 году – 6,1%, за 10 месяцев 2024 года – 7,3%).

См. также: Отчёт Счётной палаты о цифровой трансформации Минюста — выявленные нарушения >>>