Счётная палата признала «экологические» ГИС неэффективными

Государственные информационные системы (ГИС) в сфере экологической безопасности пока не могут служить эффективным механизмом достижения целей Стратегии экологической безопасности России, сообщила Счётная палата по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Анализ создания и эксплуатации федеральных государственных информационных систем в области экологической безопасности и охраны окружающей среды в 2015–2020 годах».

Основными факторами, приводящими к неэффективной эксплуатации систем, Счётная палата назвала отсутствие полного объёма достоверных данных как на этапе создания, так и в ходе эксплуатации ГИС; затягивание сроков создания ГИС; дублирование функций разных систем; устаревшие программно-технические комплексы ГИС; модернизации ГИС, не приводящей к повышению эффективности её использования.

Кроме того, по данным Счётной палаты, «подтверждён риск» завышения начальной цены контракта и неэффективного использования федеральных средств при осуществлении закупок на выполнение работ по созданию и эксплуатации ГИС.

Наиболее ярким примером неэффективного использования действующих систем из-за отсутствия данных в отчёте названа Единая государственная информационная система учёта отходов от использования товаров (ЕГИС УОИТ).

В систему не поступают в полном объёме данные Федеральной таможенной службы и Росстата о плательщиках экологического сбора. В результате Росприроднадзор неэффективно администрирует этот вид платежа, а федеральный бюджет недополучает потенциальный доход: фактические поступления составляют около 3 миллиардов рублей, тогда как при введении экологического сбора прогнозировалось 30 миллиардов рублей.

При этом модернизация ЕГИС УОИТ, которую с 2019 года проводит Росприроднадзор, не улучшает эффективность её использования и не повышает качество администрирования экологического сбора. Более того, модернизированная ГИС УОИТ по функциональности и составу данных в целом аналогична создаваемой Минприроды системе по утилизации твёрдых коммунальных отходов (ГИС УТКО).

Также отмечена неэффективная деятельность Минприроды по разработке федеральной информационной системы государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (ФИС ГФДГЭМ). Её создание было предусмотрено законом ещё в 2011 году, однако задача до сих пор не реализована.

Кроме того, есть риск того, что система не будет эффективно функционировать. Одним из основных источников данных для неё служит наблюдательная сеть Росгидромета, которая имеет недостаточную плотность и автоматизацию. Так, наблюдение за загрязнением атмосферного воздуха ведется только в 221 из 1117 городов. Количество гидрологических постов сократилось с 2012 года на 279 единиц – до 3,081 тысячи. При этом автоматизировано из них только 30%, а 99 постов законсервированы и не работают.

В качестве примера неэффективного расходования бюджетных средств в отчёте приводится государственная информационная система общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования (ГИС «Наша природа»). С 2013 года на её создание, доработку и эксплуатацию израсходовано 119 миллионов рублей. При этом система до сих пор не функционирует. За последние три года в ней зафиксировано всего 192 обращения граждан. Учитывая, что Минцифры разработало проект федерального закона, предусматривающего приём и обработку обращений граждан в электронной форме на базе единого портала государственных и муниципальных услуг, возникает вопрос о целесообразности дальнейшей доработки и эксплуатации ГИС «Наша природа», говорится в документе.

Также установлено устаревание программно-технических комплексов единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане (ЕСИМО), за которую отвечает Росгидромет. Это приводит к снижению точности прогноза о возникновении аварийных ситуаций и ставит под угрозу информационную безопасность в целом. Анализ показал, что около 30% используемого в системе оборудования полностью вышло из строя, а сама система не обновлялась с 2013 года.

Полный отчёт Счётной палаты см. здесь >>>

Стратегия экологической безопасности РФ

Президентом России 30 апреля 2012 года утверждены Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года, в которых определены стратегическая цель, основные задачи государства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности и механизмы их реализации.

Для определения наиболее приоритетных задач, способов их эффективного решения и механизмов достижения поставленных целей в условиях ограниченных ресурсов в 2017 году утверждена «Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года».

Согласно Стратегии одним из основных механизмов реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности является создание и развитие ГИС, обеспечивающих органы государственной власти и местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацией о состоянии окружающей среды и об источниках негативного воздействия на неё, включая государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров.