Российские разработчики вступили в тяжелые бои за импортозамещение
События последних месяцев, в результате которых внешнеполитическая ситуация для России претерпела серьезные изменения, перевели вопрос о технологической зависимости страны от Запада из плоскости теории в практику. Обострение международной обстановки наглядно показало резкое возрастание значимости IT для жизнеобеспечения страны.
Что же делать? Еще в 2008 году депутат Илья Пономарев предлагал создать в стране национальную ОС. Тогда это предложение не получило решительной поддержки со стороны общества и руководства страны, но сегодня развилось до идеи в более широкой постановке – речь идет об импортозамещении в IT.
Воодушевленное одобряющими обещаниями и призывами со стороны правительственных структур, отечественное IT-бизнес-сообщество приступило к обсуждению открывающихся перспектив и выработке предложений по конкретными действиям в этом направлении. В частности, именно этим вопросам была посвящена прошедшая на этой неделе в Москве конференция «Стратегическая независимость государственных и корпоративных информационных сиcтем. Импортозамещение в сфере ИКТ», организованная еженедельником PC Week.
Мероприятие началось с выступления Андрея Черногорова, ответственного секретаря образованной в конце прошлого года комиссии Госдумы по стратегическим информационным системам и одновременно генерального директора ООО «Электронная торговая площадка Газпромбанка».
В докладе «Импортозамещение стратегических информационных систем (СИС)» он сформулировал предложения по мерам поддержки российских разработчиков: преференции при закупках продукции по 44-ФЗ и 223-ФЗ (но для этого нужно сначала сформулировать понятия «российский производитель» и «российский продукт», а также ввести стандарты информационной безопасности и единых требований к СИС). Но все основное время его презентации было посвящено несколько другому аспекту темы: хорошо бы государству навести порядок в закупкахIT – денег на это тратится очень много (по его оценкам, на СИС уходит 5 миллиардов рублей в год), а эффективность процесса закупок и использования IT оставляют желать много лучшего.
По мнению заместителя генерального директора Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Павла Гудкова (прежде работал заместителем директора «1С» – ред.), говоря об импортозамещении, нужно иметь в виду не только сугубо практические задачи сегодняшнего и завтрашнего дня, но и смотреть в более далекую перспективу. Развивая эту мысль, Гудков указал на необходимость поддержки отечественных IT-стартапов как один из механизмов опережающего импортозамещения. При этом он подчеркнул, что помимо стимулирования спроса на отечественную продукцию, необходима поддержка экспорта отечественной продукции на зарубежных рынках, что, являясь экономическим эквивалентом импортозамещению, должно обеспечить гарантию высокого качества отечественных программных продуктов за счет конкуренции. И при этом нужно иметь в виду, что работу по выращиванию стартапов и их продвижению, как внутри страны, так и за рубежом, нужно вести в сотрудничестве с зарубежными инвестиционными фондами и компаниями.
Директор по развитию бизнеса в России компании Frost & Sullivan Алексей Волостнов напомнил, что нынешний кризис возник на фоне процесса стагнации и спада российского IT-рынка, начавшегося еще год назад. В этой ситуации нужно воспринимать импортозамещение не как самоцель, а как средство ускорить развитие российской IT-отрасли в целом. Руководству страны нужно обратить внимание на растущую значимость IT-рынка для экономики страны: объем экспорта софта и услуг по его разработке быстро догоняет объем экспорта вооружений (соответственно, 5,2 и 13,2 миллиарда долларов).
Председатель правления АНО «Центр компетенции по электронному правительству» Владимир Дрожжинов сравнил нынешнее положение дел на IT-рынке со временем «проблемы 2000 года» (Y2K) – ситуацией конца прошлого века, когда весь IT-мир объединенными усилиями отвел угрозу неправильного исчисления компьютерами дат после наступления нового тысячелетия. По этой аналогии Дрожжинов призвал к реализации национального проекта под условным названием Y2K+14, имея в виду перевод российской IT-отрасли на рельсы импортозамещения. Результатом должно стать повышение конкурентоспособности отечественной продукции.
Президент и генеральный конструктор компании ROSA, член правления Российской ассоциации свободного программного обеспечения (РАСПО) Владимир Рубанов по ходу своего доклада «Плавное импортозамещение: комбинируем различные подходы» огласил тезис, несколько шокировавший приверженцев СПО – «западное ПО тоже нужно стране в определенных случаях, и не стоит делать резких движений».Правда, потом выяснилось, что под «западным ПО» он подразумевает в первую очередь именно open source. Наиболее правильным вариантом для страны, полагает Рубанов, должно стать создание отечественного ПО на основе открытых и свободных международных компонентов.
В целом, по его мнению, государственная стратегия в области ПО должна выглядеть так:
- В некритичных областях можно использовать зарубежное ПО. Но при этом важно обеспечивать интероперабельность с отечественным и свободным стеком на основе открытых стандартов.
- В тех сегментах, где есть 100% отечественное ПО – дать ему «зеленый свет», но не допуская возникновения монополий.
- В прочих сегментах – брать за основу открытые (open source) компоненты, дорабатывать их и строить на их основе отечественные продукты, поддержку и развитие которых могут обеспечить российские компании. При этом нужно сохранять международную кооперацию «в мирное время», но в любой момент иметь возможность перейти в «автономный режим», по мере роста ресурсов и компетенций в определенных сегментах увеличивать долю собственного кода вплоть до 100%.
Председатель совета Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов (АПЭАП) Светлана Аполлонова поделилась опытом продвижения российских продуктов в телекоммуникационной сфере. Ассоциация смогла закрепить определение «российский производитель» в нормативных конкурсных требованиях, но, судя по всему, это на практике не очень помогло российским поставщикам и заказчикам. В частности, выявились следующие проблемы.
- У оборудования, представленного большинством госструктур (ФГУП), технические решения слишком «тяжелые», чтобы быть жизнеспособными на конкурентных ранках.
- Слабым местом большинства отклоненных заявок стало отсутствие прав на программное обеспечение, используемое в телекоммуникационном оборудовании.
- Нет возможности создать законченную линейку отечественного оборудования, «закрывающую» определенный сектор рынка.
- Отсутствие мотивации к получению статуса «отечественное оборудование» связано с отсутствием мер поддержки компаний, получивших статус производителей отечественного оборудования.
АПЭАП разработала ряд предложений по финансовой поддержке российских производителей и по мотивации потребителей к использованию отечественных продуктов, но в целом министерства (в первую очередь Минэкономразвития и Минфин) отнеслись к этим идеям прохладно или отрицательно.
Анализ возможностей реализации стратегии по IT-импортозамещению привел в своем докладе президент некоммерческого партнерства РУССОФТ Валентин Макаров, который подчеркнул, что решение этой задачи не должно сопровождаться повышением затрат заказчиков на IT или снижением качества доступных IT. А это означает, что страна должна поддерживать высокий уровень конкуренции на рынке: пользователь должен применять в работе продукты не потому, что они российские, а потому что они – лучшие. Макаров подчеркнул, что сегодня практически невозможно создать IT-продукты мирового качества, ориентируясь только на внутренний рынок потребления. Это означает, что нам нужно стимулировать в первую очередь разработчиков, готовых продвигать свою продукцию в глобальных масштабах.
В противном случае возможны негативные последствия неэффективного импортозамещения. Снижение качества IT-систем у российского государственного потребителя приведет к снижению эффективности и безопасности работы госаппарата, а госсредства на импортозамещение могут быть потрачены впустую, при этом не получат поддержку перспективные предприятия, способные дать больше прибавочной стоимости.
Валентин Макаров выделил проблемы импортозамещения:
- Высокая степень монополизации рынка электронной техники военного применения и близость к власти позволяют госкорпорациям лоббировать решения по импортозамещению в свою пользу.
- Процедуры проведения государственных конкурсов и выбора победителей не обеспечивают равных условий конкуренции.
- Отсутствие объективных критериев для выбора победителей в споре между национальным и иностранным производителем, а также при конкуренции нескольких российских производителей позволяют манипулировать их результатами.
Для решения этих проблем и для реальной поддержки российских разработчиков предлагается:
- Ограничить сферы обязательного импортозамещения технологиями информационной безопасности и теми областями, в которых из соображений безопасности следует добиться технологической независимости.
- Ввести механизм саморегулирования отрасли для обеспечения честной борьбы за госзаказы, привлекая конкурентов к совместной работе по подготовке тендерной документации и к участию в конкурсных комиссиях.
- Ввести в качестве критерия при выборе победителя конкурса наличие опыта экспорта продукции за границу.
- Проводить мониторинг закупок национального и импортного ПО, публиковать данные мониторинга.
- Выравнивать условия доступа к госконкурсам для частных коммерческих компаний и для госкорпораций.
- Выравнивать условия доступа к средствам НИОКР для частных коммерческих компаний и для государственных институтов и предприятий.
- Привлекать экспертов из частного сектора через отраслевые ассоциации к подготовке конкурсной документации и к участию в конкурсных комиссиях.
В этой статье представлен отчет только о пленарной части конференции – ее работа продолжилась на секциях. Участники выдвинули предложение, поддержанное оргкомитетом: сформулировать основные тезисы, прозвучавшие в выступлениях и в дискуссии, в виде рекомендаций для рассмотрения на расширенном заседании комиссии Госдумы по развитию стратегических информационных систем на тему «Импортозамещение технологий в стратегических информационных системах. Законодательные аспекты», которое состоится 3 июля.
Об авторе: обозреватель PCWeek\RE, специально для D-Russia.ru