Региональный аспект развития программы «Цифровая экономика»
Распоряжением правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года №1632-р утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации». В программе выделено 5 основных направлений развития. В последующем, при разработке паспортов федерального проекта «Цифровая экономика», количество направлений было доведено до 6, а именно: нормативное регулирование цифровой среды; информационная инфраструктура; кадры для цифровой экономики; информационная безопасность; цифровые технологии; цифровое государственное управление.
Не останавливаясь отдельно на определённом нарушении логики проектирования, необходимо отметить, что заданные направления, по мнению создателей документа, должны создать условия для взрывного развития страны, что является единственно возможным шансом в части догоняющего характера её развития. Однако, как и в любом движении, для получения желаемого результата, необходимо расставить акценты. Что из указанных направлений является основополагающим?
Ответ на этот вопрос, на наш взгляд, даёт документ, о котором мало говорят в связи с появлением вышеуказанной программы, хотя он имеет более фундаментальный характер – это «Стратегия развития информационного общества до 2030 года», утвержденная указом президента РФ 9 мая 2017 года. Так вот, раздел III документа говорит о том, что целью Стратегии и приоритетом РФ при развитии информационного общества является создание условий для формирования в РФ общества знаний. Основополагающим же национальным интересом является развитие человеческого капитала.
Опять же вопрос, а как развивать? Традиционные подходы в виде создания крупных образовательных центров для поддержки традиционных образовательных технологий приводят, на наш взгляд, лишь к увеличению затрат, а также оттоку талантливой молодёжи из регионов. Подобная пространственная деформация в развитии территорий РФ не может привести к развитию страны в целом. На наш взгляд, давно назрела необходимость в совершенно конкретных действиях и реальной поддержке государством инновационных подходов, кардинальном изменении образования. На примере ряда стран мы уже давно наблюдаем, как используются преимущества электронного обучения в качестве универсального механизма выявления, подготовки и привлечения лучших умов в собственные университеты и корпорации. С организацией MOOC (массовые открытые онлайн-курсы, англ. Massive open online courses) при участии ведущих мировых образовательных брендов работа по «импорту мозгов» приняла глобальный характер.
Так, только на Coursera в январе 2016 числилось более 17 миллионов обучающихся. Для сравнения, численность студентов на всех программах высшего образования в России составляет порядка пяти миллионов человек. Кроме того, по информации ОЭСР (Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD — Организация экономического сотрудничества и развития), количество студентов, выезжающих на обучение за рубеж, за последнее десятилетие удвоилось, а сколько из них возвращается в свои страны, никто не считает. По некоторым данным, уже сейчас несколько сотен тысяч юношей и девушек из России обучаются на различных зарубежных электронных курсах. То есть неконкурентоспособное и слаборазвитое электронное обучение в нашей стране позволяет иностранным образовательным структурам проводить масштабную интеллектуальную интервенцию.
Не случайно Комиссия европейского сотрудничества проявляет прямую заинтересованность и готова сама финансировать проекты развития электронного обучения в России. Информационное агентство США также объявило дистанционное обучение одним из приоритетных направлений российско-американского образовательного сотрудничества. Очевидно, что это очередная попытка взять под контроль важнейшие процессы в сфере образования, а значит и всей общественной жизни в нашей стране.
В этом направлении сегодня имеются абсолютно своевременные инициативы, закрепленные в плане мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика». В частности, планируется, что в ближайшие три года в России начнет работать система сертификатов на обучение населения компетенциям цифровой экономики. У граждан РФ появится возможность формировать индивидуальные траектории развития на основе персональных профилей компетенций. От решения данных задач зависит перспектива развития РФ, так как, по предварительным данным, к 2027 году Россия столкнется с дефицитом порядка двух миллионов IT-специалистов.
При всей очевидности поставленных задач, на наш взгляд, не до конца сформирована методология работы в этой части. Необходима серьезная аналитическая работа в части определения технологий и субъектов реализации данного подхода. В этой части ставшая привычной централизация работ через традиционный механизм включения отработанных и зарекомендовавших себя структур и создание дополнительного территориального центра компетенций является, на наш взгляд, неочевидным вариантом развития событий. Мы снова идём по пути поддержки крупных федеральных образовательных центров, не уделяя должного внимания технологиям электронного обучения и опыту регионов в этом направлении деятельности. Хотя именно в регионах, на наш взгляд, заложены перспективные модели, требующие масштабирования.
О роли регионов в разрабатываемых программах можно судить, исходя из содержания паспортов федерального проекта «Цифровая экономика», где они (регионы) попросту отсутствуют.
Приведу ещё один пример. В конце 2016 года президиумом Совета при президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам утверждён паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», предусматривающий мероприятия по развитию системы электронного образования до 2023 года. Но в паспорте приоритетного проекта не нашли отражение вопросы, связанные со спецификой создания современной цифровой образовательной среды в регионах с учётом их кадрового потенциала, уже созданных технологических платформ онлайн образования, потребностей промышленных предприятий и бизнеса.
В Республике Башкортостан к тому времени уже имелся успешный опыт практической реализации единой технологической платформы онлайн-образования, где была реализована модель доступа ко всем сервисам через единый федеральный идентификатор личности и создан механизм интеграции с образовательными порталами. Кроме того, на единой технологической платформе онлайн образования уже сегодня осуществляется подготовка и переподготовка специалистов под заказ крупнейших предприятий нефтяной и газовой промышленности, а также бизнес-сообщества. Однако опыт реализации единой технологической платформы онлайн-образования остался без внимания.
В этой связи первоочередной задачей становится организация принципиально иной системы управления образовательной деятельностью, в центре которой должны находиться качественные критерии оценки уровня развития образовательных организаций в электронном обучении для выявления лучших практик.
Для осуществления такой политики необходима точная информация о сегодняшнем состоянии электронного образования в целом, на разных уровнях системы образования, в отдельных образовательных организациях, об основных тенденциях развития электронного образования, динамике и векторах этих процессов. Первым шагом к реализации системы стало проведение Министерством образования и науки Российской Федерации в сентябре 2013 года пилотного мониторинга уровня развития электронного обучения в образовательных организациях высшего образования России. Однако данный мониторинг ограничился лишь уровнем высшего образования и, к сожалению, не имел продолжения в последующие годы.
При этом необходимо отметить, что существуют и более успешные практики. Так, для реализации задачи по проведению мониторинга в области электронного обучения Ассоциацией электронного образования Республики Башкортостан была создана рабочая группа по разработке индикаторов показателей и критериев мониторинга в области электронного обучения. Члены рабочей группы – представители всех ведущих образовательных организаций Республики Башкортостан разработали проект документа «Показатели и индикаторы мониторинга развития электронного образования в образовательных организациях Республики Башкортостан», который был утверждён распоряжением правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2015 года №1480-р. Для исполнения данного распоряжения в Республике Башкортостан проводится ежегодный мониторинг развития электронного образования в образовательных организациях Республики Башкортостан.
Методика мониторинга базируется на подходах, описанных в работах различных исследователей в этой области. Обобщена мировая практика и отечественный опыт. Эти инструменты были обсуждены и одобрены Ассоциацией электронного образования Республики Башкортостан и межведомственной рабочей группой по развитию электронного образования.
При разработке методики была поставлена задача создать систему мониторинга, не требующую сложных экспертиз и расчётов для осуществления оценки. В противовес достаточно объёмным методическим рекомендациям по оценке, используемым во многих зарубежных системах, в данной методике используются бинарные («да-нет») элементы индикатора.
Сбор осуществляется исключительно в автоматическом режиме с заполнением данных через веб-интерфейс.
Отличительными особенностями и преимуществами мониторинга, реализованного в Республике Башкортостан, от пилотного федерального исследования являются:
- Все признаки и системные элементы электронного образования описаны и учтены, что позволяет получить не только полноценную картину о состоянии электронного обучения в республике, но и произвести самообследование каждой образовательной организации для дальнейшего совершенствования.
- Все элементы унифицированы для организаций любого уровня и даже для необразовательных организаций, осуществляющих деятельность в этой области (например, корпоративные центры подготовки). Это позволяет применять шаблонные подходы и сопоставлять данные.
- Максимально упрощён сбор информации в системе («да-нет»).
Создание подобной системы мониторинга позволило решить задачу информационного обеспечения механизмов развития электронного обучения. Именно подобный глубокий анализ позволил выявить лидеров, для последующего развития на их технологической базе процессов подготовки высококвалифицированных кадров. Собственно говоря, это первый крупный шаг, который готова сделать Республика Башкортостан для создания системы развития компетенций для цифровой экономики.
Наряду с подобными организационными задачами важно сформировать технологическую базу, которая позволяет не просто учиться, но и каким-то образом фиксировать и накапливать результаты этого обучения. Очень непросто организовать собственную деятельность таким образом, чтобы каждый шаг был зафиксирован и затем предъявлен работодателю в качестве подтверждения получения необходимых компетенций. Причем система сбора данных должна быть стопроцентно достоверной.
И опять же на региональном уровне можно найти достойное решение этой задачи. К примеру, реализуемая в Республике Башкортостан Центральная система интеграции позволяет на системном уровне организовать формирование комплексного портфолио каждого обучающегося.
Вы обучаетесь, а данные о процессе и результатах обучения собираются в портфолио, которое можно, например, предъявлять работодателю. Каждое заинтересованное лицо может видеть достигнутый уровень компетенций, дефицит каких-либо знаний и формировать индивидуальную траекторию обучения.
В цифровой экономике такое решение становится ключевым преимуществом самого человека, а также обеспечивает набор уникальных сервисов со стороны государства нужных и удобных каждому гражданину нашей страны.
Подытоживая, следует отметить, что регулярный мониторинг подобных успешных практик субъектов и их использование как базовых для реализации в масштабах всей Российской Федерации будет способствовать быстрейшему достижению стоящих перед страной амбициозных задач, создаст предпосылки для вовлечения в их решение региональных команд и создаст «точки роста» на местах.
Об авторе: Расул Таипов, председатель государственного комитета Республики Башкортостан по информатизации и вопросам функционирования системы «Открытая Республика».