Разработан законопроект о регистрации малых предприятий без физического адреса

Минэкономразвития опубликовало для общественного обсуждения законопроект, которым предусматривается регистрация малых предприятий без указания их физического адреса.

«Указание адреса при регистрации юридических лиц, относящихся к субъектам малого предпринимательства (МП), связано с дополнительными издержками и трудностями по аренде соответствующих помещений. Особенно этот вопрос актуален для предпринимателей в сфере услуг, в частности в сфере информационных технологий, для деятельности которых фактически не требуются производственные или офисные помещения», — считают в Минэкономразвития.

Напомним, что эта тема, а также другие меры помощи государства малому бизнесу, обсуждались в январе на заседании президиума совета при президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Документ разработан по итогам заседания. На нём министр экономического развития говорил об уходе от обязательного условия наличия физического адреса для юридических лиц: «Это тектонический сдвиг с точки зрения корпоративного законодательства. Это перевод всей системы регистрации, понимание того, что такое современная компания, современный бизнес, приведение в соответствие с современными реалиями цифровой экономики».

В случае принятия закон вступит в силу с 1 января ‎2019 года.

В пояснении к законопроекту сказано, что в целях снижения затрат субъектов МП при государственной регистрации юридических лиц на этапе начала ведения предпринимательской деятельности законопроектом предусматривается введение положения о возможности использования адреса отделения почтовой связи, находящегося в пределах места нахождения юридического лица, или по месту жительства физического лица, в качестве адреса юридического лица.

Реализация такого права возможна после прохождения заявителями процедуры регистрации в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации» (ЕСИА).

Право на использование адреса отделения почтовой связи в качестве адреса юридического лица будет предоставлено вновь создаваемым юридическим лицам.

Регистрирующий орган, многофункциональный центр, кредитная организация, осуществляющие приём (передачу) документов, представляемых заявителями для государственной регистрации юридического лица с использованием адреса отделения почтовой связи в пределах местонахождения юридического лица или по месту жительства физического лица, должны обеспечить внесение сведений о юридическом лице в ЕСИА.

Подача заявителем документов для государственной регистрации предусмотрена в электронной форме через банк в порядке, установленном правительством Российской Федерации, а также на бумажном носителе в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Как сказано в пояснительной записке, использование инфраструктуры кредитной организации, позволяющей подавать документы для государственной регистрации юридического лица в электронной форме, позволит максимально просто регистрировать вновь создаваемые юридические лица. (Напомним, что на минувшей неделе стало известно о намерении Сбербанка до 15 мая 2018 года сделать доступным сервис «Регистрация бизнеса и дистанционное открытие счета» для регистрации ИП и ООО с одним учредителем на всей территории Российской Федерации.)

Наличие регистрации юридического лица в ЕСИА позволит юрлицу осуществлять коммуникации с контрагентами и государственными органами как в электронной форме, так и традиционно, бумажными документами.

Корреспонденция на бумажном носителе будет предаваться юридическому лицу в отделении почтовой связи в пределах его местонахождения по адресу, указанному заявителем при государственной регистрации юридического лица.

Предлагаемые изменения направлены на снижение затрат субъектов МП на начальном этапе ведения бизнеса в случае, когда осуществление деятельности не требует наличия помещений. Одновременно будут обеспечены условия для сокращения числа случаев применения предпринимателями при государственной регистрации юридических лиц фиктивных юридических адресов.

В настоящее время широкое распространение получила практика применения предпринимателями при государственной регистрации юридических лиц фиктивных юридических адресов, предоставляемых специализированными организациями, сказано в пояснительной записке. По данным открытых источников, а также по информации представителей предпринимательского сообщества подобная практика создает предпосылки для формирования рынка услуг по фиктивной аренде юридических адресов. Услуги «аренды юридического адреса» в Москве стоят 15-50 тысяч рублей за период «аренды» не менее шести месяцев, а также платы за почтовое обслуживание адреса (переадресацию официальной корреспонденции на реальный адрес зарегистрированного юридического лица).