Президентский Совет по правам человека предостерег от избыточного госрегулирования Интернета

Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) предлагает сменить досудебную блокировку сайтов, содержащих экстремистский контент, на судебную. Об этом говорится в Рекомендациях по совершенствованию законодательства в области Интернета, принятых по итогам специального заседания на тему «Права человека в контексте законодательного регулирования Интернета в России». Мероприятие прошло 21 апреля с участием членов СПЧ, представителей профильных федеральных органов исполнительной власти, депутатов Госдумы, руководителей СМИ, а также экспертов и гражданских активистов, сообщила пресс-служба СПЧ.

По мнению представителей СПЧ, блокировка сайтов судом будет направлена на «обеспечение справедливого баланса между правом граждан на информацию, правом на защиту частной жизни и обязанностью государства по обеспечению безопасности граждан».

Совет полагает, что право на свободу выражения мнения и обмен информацией может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, однако действующие и проектируемые законодательные нормы не являются соразмерными шагами по обеспечению безопасности граждан и организаций (в частности, верующих, банков и других заинтересованных лиц) или общественного порядка, здоровья или нравственности населения и вводят необоснованные ограничения на информационный обмен, одновременно затрудняя культурное развитие российских граждан, что делает их легкой добычей в информационной войне.

В рекомендациях, в частности, говорится: «Законодательное введение ограничений на свободу коммуникации, блокировка сайтов, внесение в «черный список» неугодных интернет-ресурсов создает ощущение усиливающейся информационной войны. Это «раскачивает лодку» сильнее любых сообщений и комментариев пользователей, вызывает крайне негативную реакцию и провоцирует панические настроения у миллионов интернет-пользователей и в интернет-индустрии. Законы, исходящие из благотворности ограничений, неизбежно косвенно вызывают протестное поведение среди вполне законопослушных граждан, а попытки ограничить информационный обмен, согласно особенностям информационного поля, вынуждают пользователей заполнять образовавшийся вакуум, включая их без всякой нужды в гущу информационных баталий».

Кроме введения судебной процедуры принятия решений о блокировке сайтов, в рекомендациях предложены еще ряд мер, направленных на обеспечение справедливого баланса между правом граждан на информацию, правом на защиту частной жизни и обязанностью государства по обеспечению безопасности граждан:

1) доработка ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» до его вступления в силу 1 августа 2014 года, а именно: обозначение технологически реализуемого состава сведений, которые обязан хранить провайдер; снятие как избыточное и контрпродуктивное требование обязательной государственной регистрации интернет-ресурсов; снятие введенных дополнительных ограничений для блогеров, чей трафик превышает 3 тысячи посещений в день;

2) разработка государственной политики в области авторских и смежных прав;

3) частичная передача в общественное достояние культурных ценностей, срок охраны которых к 1 января 1993 году истек, а также созданных за счет государства.

Совет считает, что стратегии законодательного регулирования, основанные на ограничениях и избыточном контроле, тормозят развитие информационной индустрии и препятствуют реализации потенциала страны, все в большей степени делают Россию неприемлемой юрисдикцией для размещения компаний, работающих в интернет-индустрии. Поэтому необходим принципиально иной подход — тот, который сделает возможным реальное лидерство России в киберпространстве, позволит снизить ее уязвимость в информационной конкуренции через повышение культурного уровня граждан и доступ к знаниям, обеспечивая долгосрочную политическую стабильность страны.

Полный текст рекомендаций по итогам специального заседания на тему «Права человека в контексте законодательного регулирования Интернета в России» опубликован в материалах постоянной комиссии по свободе информации и правам журналистов.