Представители регионов поделились рецептами импортозамещения ПО

Круглый стол на тему импортозамещения программного обеспечения в органах власти состоялся на минувшей неделе в Санкт-Петербурге в ходе Третьего ежегодного IT-форума «Информационная Россия — территория диалога».

В дискуссии приняли участие заместитель комитета по информатизации и связи правительства Санкт-Петербурга Андрей Никольский, заместитель руководителя департамента информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Юрий Торгашин, министр информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области Сергей Кучин, заместитель директора «Барс Груп» Тимур Ушаков, директор департамента IT-аутсорсинга «Корус Консалтинг» Дмитрий Кочанов, директор по стратегическому маркетингу DocsVision Сергей Курьянов, руководитель направления «МойОфис» в компании «Софтлайн Груп» Дмитрий Сорокин, генеральный директор «Росплатформы» Владимир Рубанов, начальник отдела по работе с госорганами консорциум «Кодекс» Елена Ледовская, советник генерального директора ООО «Базальт СПО» Алексей Смирнов – всего около 40 человек. Сессия продолжалась более двух часов.

Перед участниками круглого стола были поставлены вопросы:

— Какие меры могут предпринять производители ПО, чтобы помочь госсектору «импортозаместиться»?

— Должен ли бизнес рассчитывать на государственное регулирование или следует вести проактивную работу с заказчиками?

— Нуждаются ли госзаказчики в помощи?

Вели секцию руководитель Экспертного центра электронного государства Павел Хилов и директор по продуктам для массовых сегментов компании «Новые Облачные Технологии» Петр Щеглов.

(Слева направо) Петр Щеглов, Павел Хилов, Юрий Торгашин.

Павел Хилов во вступительном слове рассказал, что практика применения постановления правительства «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №1236 показала, что госзаказчиками нередко дается некорректная интерпретация его правовых норм, позволяющая осуществлять закупки иностранного ПО в обход установленных ограничений. В частности, есть необходимость в дополнительной конкретизации для заказчика понятия «российское ПО».

Павел Хилов привел данные Минкомсвязи России, согласно которым значительная часть затрат (63,9% от всех совокупных затрат на ПО) госзаказчиков приходится на так называемые сервисные платежи или продление лицензий на использование ранее приобретенного ПО, что позволяет продолжать закупки зарубежных продуктов. Планируется, что будут разработаны типовые условия контрактов для таких классов ПО, как офисное, антивирусное, бухгалтерское и ПО в сфере документооборота.

Также необходимо уточнить порядок учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, для обеспечения возможности получения достоверной информации о закупках и использовании отечественного ПО.

Первым выступил первый заместитель комитета по информатизации и связи правительства Санкт-Петербурга Андрей Никольский, рассказавший о подходах городских органов власти к информатизации.

Регионы, по его мнению, опасаются при внедрении критических систем подсесть «на иглу» разработчика. Так, комитет по информатизации и связи правительства Санкт-Петербурга ключевые IT-системы города покупает с передачей исходного кода и прав на доработку.

Затем заместитель руководителя департамента информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Юрий Торгашин рассказал о результатах работы органов госвласти ХМАО в этом направлении.

Юрий Торгашин.

Так, в регионе был разработан «План мероприятий перехода исполнительных органов государственной власти автономного округа, подведомственных им государственных учреждений на использование отечественного офисного программного обеспечения в 2017-2020 годах» («дорожная карта»). Дорожная карта утверждена государственной программой «Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016-2020 годы».

Кроме того, есть распоряжение губернатора от 27.06.2015 года 134-рг «План перехода на использование в деятельности исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры программных продуктов и услуг отечественных интернет-компаний».

Информационные системы и программное обеспечение, используемые в органах власти и местного самоуправления ХМАО.

Таблица. Доля российского ПО (в соответствии с классификацией реестра российского ПО) в корпоративной сети исполнительных органов государственной власти ХМАО

Наименование ПО Класс ПО Зарубежное ПО Кол-во Отечественное ПО Кол-во Отечественное ПО, используемое в КС ИОГВ, %
Операционные системы 02.01 Microsoft Windows 2500 0 0,00
Редакторы презентаций 04.03 MS PowerPoint 2500 0 0,00
Табличные редакторы 04.03 MS Excel 2500 0 0,00
Текстовые редакторы 04.03 MS Word 2500 0 0,00
Справочно-правовые системы 04.05 0 Консультант — 250 шт.
Гарант — 100 шт.
350 100,00
Серверное ПО электронной почты MS Exchange  1 0 0,00
Клиентское ПО электронной почты 04.03 MS Outlook 2500 0 0,00
Файловый менеджер В системе Microsoft Windows  2500  0 0,00
ПО электронного документооборота 04.11 0 Дело-WEB 2500 100,00
Антивирусное ПО и ПО обеспечения информационной безопаоности 02.13 0 DrWEB 2500 100,00
Системы управления базами данных 02.09 Oracle MS SQL Server

db2

42 СУБД Postgres Pro  1 0,02

Источник: IT-департамент ХМАО.

С целью обеспечения согласованных действий департамента информационных технологий и исполнительных органов государственной власти ХМАО, органов местного самоуправления муниципальных автономных округов при департаменте создан экспертный совет по импортозамещению (Приказ 08-Пр-262 от 26.11.2015).

В департаменте информационных технологий проведено тестирование отечественной операционной системы специального назначения Astra Linux Special Edition, рассказал Торгашин. Результат получился следующий:

Среди преимуществ системы:

  • отечественная разработка (зарегистрирована в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных);
  • наличие сертификатов ФСТЭК, ФСБ.

Недостатки:

  • невозможность использования большинства прикладного ПО, разработанного для Windows;
  • проблема обеспечения взаимодействия с доменами Windows;
  • невозможность использования в качестве контроллера домена удовлетворяющей требованиям существующей инфраструктуры корпоративной сети.

В 2016 году, по словам Торгашина, осуществлён переход единого сайта государственных органов автономного округа с IBM Web Sphere на программный продукт «1С-Битрикс. Управление сайтом», который включен в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. В структуре единого официального сайта государственных органов автономного округа функционируют 42 сайта (из них 37 официальных сайтов органов власти).

В итоге достигнута экономия бюджетных средств в среднем 2 миллиона рублей в год, включая приобретение лицензий. Одновременно повысилась надёжность работы сайта.

В числе отечественных CMS, используемых в ХМАО для функционирования сайтов муниципальных образований (71,43%), система управления сайтом «1С-Битрикс», СПО-система управления сайтом Joomla, а также собственные разработки.

Среди зарубежного ПО, используемого для функционирования сайтов муниципальных образований (28,57%), Торгашин перечислил систему управления сайтом SM:Contents v 2.2.0, систему управления сайтом Strawberry.

В 2016 году завершен перевод СУБД «Системы-112» с Oracle Express Edition (США) на свободно распространяемую СУБД – PostgreSQL. «Система-112» построена на серверных решениях компании «ДЕПО Компьютерс».

Таким образом, реализована государственная политика по импортозамещению, повышена производительность информационной базы данных и системы в целом, а также решены проблемы, связанные с ограничениями используемой версии Oracle, констатируют в IT-департаменте ХМАО.

В 2017 году планируется начать работы по поэтапному переводу информационно-технологических компонент ТИС Югры (территориальная информационная система Ханты-Мансийского автономного округа) и её ведомственного сегмента на импортозамещающее программное обеспечение: замена базового ПО (СУБД, серверов приложений Java EE, серверов геоинформационной системы, серверов бизнес анализа, системы сквозной идентификации и аутентификации, сервисной шины, веб-серверов, операционных системы) на аналоги отечественного производства (ОС ALT Linux (ООО «Альт Линукс»), ОС Astra Linux (АО «НПО РусБИТех»), СУБД Postgres Pro (компания Postgres Professional) или ПО свободного распространения СУБД PostgreSQL, ГИС сервер GeoServer, Java EE-сервер приложений, Веб-сервер Apache, ПО для бизнес-аналитики JasperReports BI.

Генеральный директор «Росплатформы» Владимир Рубанов сказал, что фундамент современной организации – это ЦОД, где сейчас всё базируется на зарубежном оборудовании и ПО.

Цифровой суверенитет ЦОД.

Заказчикам Рубанов рекомендовал следующее:

1. Если внедрён западный продукт, есть достаточно денег на его обновления и поддержку, и вас не волнуют санкционные риски – ничего не трогайте.

2. Если хотите использовать «дикий» open-source бесплатно – нанимайте специалистов. Без них не заработает, а если заработает, то ненадолго.

3. Если хотите сэкономить – попробуйте альтернативные вендорские решения, эффективно решающие именно ваши задачи.

4. Если есть риск санкционного давления – только российское ПО.

Директор по стратегическому маркетингу DocsVision Сергей Курьянов предложил от запретов, которые никак не улучшают, а местами и ухудшают ситуацию, перейти к «мягкой силе», т.е. более сложному, гибкому регулированию.

Он также считает нужным введение KPI по импортозамещению IT для организаций госсектора (при оценке эффективности ОГВ) и введение штрафов за невыполнение целевых KPI.

По мнению Курьянова, нужна стратегия перехода, содержащая дорожную карту по основным видам ПО: когда должны быть замещены СУБД, когда клиентские ОС, когда серверные ОС.

Директор департамента IT-аутсорсинга «Корус консалтинг» Дмитрий Кочанов высказал предложения проводить пилотные внедрения параллельно существующим решениям, проводить квалифицированное онлайн-обучение и показывать реализацию «живых» примеров импортозамещения ПО.

По его мнению, необходимо показывать и рассказывать, как реально достичь результата — сделать документ, построить бизнес-процесс, решить техническую задачу, повысить качество и скорость исполнения типовой операции.

Он также считает, что задействовать отечественное программное обеспечение необходимо, начиная с образовательных и учебных заведений, и выдавать бесплатные лицензии на программные продукты лицам до 18 лет.

Кроме того, по его мнению, необходимо улучшать качество программных продуктов, «причём не на слайдах и пресс-релизах, а в реальности».

Интеграторы и разработчики ПО также выделили следующие моменты:

— Для принятия решений о переходе на отечественное ПО необходимо больше историй успеха, больше пилотных зон, доступных заказчикам.

— Открытое ПО (так называемый open source) не является решением для государства, если центры компетенции по нему находятся за пределами РФ.

— Необходимо доработать законодательство в области импортозамещения ПО и ввести явные KPI (и штрафные санкции) для органов госвласти.

— Необходима стратегия импортозамещения ПО. В отсутствии понятной архитектуры стека ПО и плана-графика по внедрению отечественных разработок на разных уровнях происходит «кусочное» замещение, не снимающее проблемы зависимости от иностранных производителей.

— Реестр ПО не позволяет госзаказчику сформировать решение «под ключ», т.к. непонятна совместимость и сочетаемость продуктов из реестра. До сих пор не учитывается тот факт, что большинство федеральных и региональных информационных систем построено на основе иностранных технологий и несовместимо ни с открытым, ни с отечественным ПО – это является существенным тормозом всех инициатив на местах.