Правовые механизмы регулирования оборота компьютерных игр в РФ – обзор
Научно-технический центр ФГУП «ГРЧЦ» опубликовал подготовленный АНО «Центр компетенций по глобальной ИТ-кооперации» обзор международного опыта регулирования оборота компьютерных игр, который D-Russia.ru публикует с непринципиальными сокращениями.
В настоящее время регулирование отношений, связанных с защитой детей от причиняющей вред их здоровью и развитию информации, осуществляется федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Согласно пункту 5 статьи 2 этого закона под информационной продукцией понимаются предназначенные для оборота на территории РФ продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для ЭВМ и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, в Интернете и в сетях мобильной связи.
Компьютерные игры как программы для ЭВМ относятся к сфере регулирования действия закона.
Статья 5 закона 436-ФЗ определяет виды информации, причиняющие вред здоровью и развитию детей:
- информация, запрещенная для распространения среди детей;
- информация, распространение которой среди детей определённых возрастных категорий ограничено.
В соответствии со статьей 6 закона классификация информационной продукции для возрастной маркировки осуществляется её производителями и распространителями самостоятельно (в том числе с участием экспертов) до начала оборота на территории РФ.
Что касается регулирования онлайн-гемблинга (азартные онлайн-игры – ред.), в том числе в вопросах регламентирования работы на территории России зарубежных игровых платформ (налоговые отчисления или лицензирование деятельности), а также разработки критериев для отнесения цифровых игр к категории азартных, то в соответствии с пунктом 1 статьи 4 федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» под азартными играми понимается основанное на риске соглашение о выигрыше, заключённое двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором.
Частью 3 статьи 5 закона 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр на территории РФ с использованием Интернета, а также средств связи – запрещена. Исключение составляет только приём интерактивных ставок и выплаты по ним выигрышей организаторами азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах в соответствии со статьей 142 закона 244-ФЗ.
В настоящее время частично сложилась судебная практика, определяющая случаи отнесения игр в Интернете к азартным. К таким случаям, например, относятся организация и проведение азартных игр вне игорной зоны и без специального разрешения под видом покупки товара в интернет-магазине или предоставление услуг приёма и оплаты денежных платежей и переводов, в сочетании с «безрисковой» онлайн-лотереей.
В указанных случаях потребители товаров (услуг) добровольно вносили денежные средства организаторам, а организаторы обеспечивали выплату выигрыша. На основании совокупности обстоятельств судами был сделан вывод о наличии административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 141 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011 № 05АП-4634/2011 по делу №А24-1570/2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2011 N 05АП-4862/2011 по делу № А24-1714/2011).
Учитывая изложенное, в настоящее время фактически сложился основной критерий отнесения игр в Интернете к азартным – это наличие соглашения о выигрыше и внесения денежных средств участником такой игры.
Кроме этого, 244-ФЗ предусматривает, что местом осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, в том числе онлайн, признаётся территория РФ в случае, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
- место жительства участника азартной игры расположено на территории РФ;
- банк, в котором открыт счёт, используемый участником азартной игры для оплаты ставок, расположен на территории РФ;
- сетевой адрес участника азартной игры, используемый при оплате ставок и иных платежах в пользу организатора азартной игры, зарегистрирован в РФ;
- международный код страны абонентского номера, используемого участником азартной игры для оплаты ставок, присвоен в РФ.
В отношении распространяемой в Интернете информации, нарушающей требования законодательства о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей в Интернете, а также информации, обеспечивающей перевод денежных средств через запрещённых законом иностранных поставщиков платёжных услуг, ФНС России принимает решение о включении соответствующих доменных имён или указателей веб-страниц, сетевых адресов в Единый реестр Роскомнадзора.
Таким образом, действующим законодательством РФ установлен прямой запрет на азартные онлайн-игры на территории РФ.
По поводу необходимости информировать пользователей о том, что продвижение на более высокие уровни игры требует дополнительных финансовых расходов на платные игровые элементы, следует сказать, что постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18.06.2015 № Ф05-7093/2015 по делу № А40-91072/14 представление возможности игроку использования дополнительного функционала игры в целях облегчения игрового процесса и более быстрого развития игрового персонажа является по своей сути договором оказания платных услуг и имеет отдельное регулирование за пределами лицензионного соглашения в отношении программы для ЭВМ.
В соответствии со статьей 437 Гражданского кодекса РФ такие соглашения рассматриваются как публичная оферта (если иное прямо не указано в предложении), реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определённые действия или осуществить определённую деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Таким образом, условия оплаты услуг и их цена являются существенным условиям договора возмездного оказания услуг.
Таким образом, действующее гражданское законодательство предусматривает информирование перед заключением сделки потенциальных потребителей игр о наличии платного контента.
В этой связи вопрос необходимости предварительного информирования игроков о том, что продвижение на более высокие уровни игры потребует дополнительных финансовых расходов, является спорным, поскольку потребитель должен быть проинформирован непосредственно перед заключением договора об оказании услуг (фактически, перед моментом оплаты этих услуг).
Относительно возможных изменений в режимах налогообложения компаний, занимающихся созданием, дистрибуцией, предоставлением точки доступа (хостинг) игр на территории России с акцентом на игры, использующие элементы азартных игр и внутриигровые лотереи, авторы обзора не смогли установить, какие именно изменения налогообложения предлагаются законом и с какой целью.
Как было указано выше, действующим законодательством РФ установлен прямой запрет на организацию и проведение азартных онлайн-игр на территории РФ, который фактически распространяется и на онлайн-игры, относящиеся к категории азартных игр.
В отношении налогообложения законной деятельности иностранных лиц при оказании ими услуг через Интернет применяется статья 1742 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой к таким услугам отнесено предоставление прав на использование программ для ЭВМ (включая компьютерные игры) и баз данных через Интернет, в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним.
Налоговая база в указанном случае в отношении налога на добавленную стоимость определяется как стоимость услуг с учётом суммы налога, исчисленная исходя из фактических цен их реализации.