Опытная коммерческая эксплуатация беспилотных автомобилей должна быть подготовлена в мае – глава правительства

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин дал во вторник указания, направленные на выполнение перечня поручений президента по итогам встречи с ведущими российскими инвесторами 11 марта 2020 года.

В частности, Минтрансу, МВД, Минпромторгу и Минэкономразвития с участием заинтересованных организаций и представителей научно-технологического бизнес-сообщества поручено в целях опережающего развития разработать комплекс мероприятий по тестированию и поэтапному вводу в эксплуатацию на дорогах общего пользования «высокоавтоматизированных транспортных средств без присутствия инженера-испытателя в салоне транспортного средства», предусмотрев их опытную коммерческую эксплуатацию в отдельных субъектах Российской Федерации. Срок – 12 мая 2020 года.

На встрече 11 марта с инвесторами Владимир Путин отметил важность вложения средств в высокотехнологичные сферы. «…Это чрезвычайно важно, имея в виду те стратегические цели, которые страна перед собой ставит с точки зрения перевода всей нашей экономики на инновационные рельсы, на изменение структуры нашей экономики», — сказал президент.

По итогам встречи Путин дал поручение проанализировать практику создания и работы специальных подразделений и венчурных фондов государственных корпораций и компаний с государственным участием, а также иных инструментов, применяемых такими компаниями в целях финансирования развития высоких технологий. Мишустин назначил ответственными за это Минэкономразвития и Минфин. Отчитаться ведомства должны к 10 июня 2020 года.

Напомним, с 1 декабря 2018 года по 1 марта 2022 года в России проводится эксперимент по опытной эксплуатации беспилотного транспорта на автомобильных дорогах общего пользования. Изначально в нем участвовали только Москва и Республика Татарстан (где были созданы две пилотные зоны для испытаний беспилотников). В феврале 2020 к ним добавлены Владимирская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Новгородская и Самарская области, Чувашская Республика, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Краснодарский край и Санкт-Петербург.

Также много внимания развитию беспилотных автомобилей, «повышению автономности» транспортных средств, а также телематике (интернет-технологиям на транспорте) уделено в стратегии развития автомобильной промышленности до 2025 года.

В конце марта правительство утвердило концепцию обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств.

В ноябре 2019 Сбербанк и группа компаний Сognitive Technologies создали компанию Cognitive Pilot для развития беспилотных технологий. Продукты и решения Cognitive Pilot будут использованы для развития проектов цифровой экономики в сфере транспорта, сельского хозяйства, компьютерного зрения и искусственного интеллекта.

Глава Cognitive Pilot Ольга Ускова рассказала в интервью ТАСС в среду об основных направлениях работы компании, а также о преимуществах и проблемах российских разработок в сфере ИИ и беспилотных технологий. По ее мнению, рынок беспилотников будет формироваться еще не менее десяти лет, однако уже в 2021–2022 годах есть шанс приобрести автомобиль с российскими «мозгами».

Главное, в чем может помочь отрасли государство, это «нормативка», «все, что связано с включением искусственных «мозгов» в перечень продукции, которой должны быть предоставлены преференции для российских компаний-разработчиков». Еще один блок вопросов — это криптозащита высокоинтеллектуальных систем. Сейчас здесь необходимо включение государства и субсидирование, потому что это серьезный вопрос безопасности, сказала Ускова. Она добавила, что для развития беспилотных технологий также требуются российские полигоны, в том числе виртуальные, и, безусловно, необходима поддержка и дотации в сфере образования для тех школ и университетов, которые берут на себя обязанности по подготовке кадров для развития ИИ.