Опубликовано исследование о поддержке игровой индустрии в России и за рубежом

Ассоциация «Априори», АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) и юридическая компания ЭБР при поддержке Фонда «Сколково» представили результаты исследования мер поддержки игровой индустрии.

Исследование состоит из трёх ключевых блоков:

  • мнение индустрии: запросы и барьеры;
  • анализ действующих мер поддержки в России;
  • лучшие международные практики (17 стран, включая Китай, США, Канаду).

Материалы, изложенные в исследовании, направлены на формирование ориентиров для разработчиков как навигатора по налоговым льготам, грантам и программам продвижения. Для инвесторов материал послужит инструментом снижения рисков и корректировки стратегий, а для регуляторов — основой для новых решений по укреплению позиций российского геймдева.

Ключевые цифры

В опросе участвовали 205 представителей компаний-профессионалов разработки, оперирования и публикации игр, из них 62,6% — руководители высшего звена и 35,9% — руководители проектов; 61,1% опрошенных компаний заняты разработкой игр, 21,6% — издательством.

Топ-3 востребованных мер поддержки, отмеченных респондентами:

  • помощь в продвижении (52,8%);
  • налоговые льготы (47,2%);
  • гранты на разработку (45,1%).

Наименее востребованы льготное предоставление помещений и льготные кредиты, однако запрос на такие меры у участников отрасли имеется. Например, льготное предоставление помещений весьма полезным считают порядка 30% респондентов.

Кроме того, большая часть рынка считает востребованной поддержку экспорта видеоигр, субсидирование затрат на продвижение и рекламу за рубежом, нормативное упрощение экспорта, организацию контактов с зарубежными партнёрами и помощь в участии в профильных мероприятиях за рубежом.

Топ-5 источников, из которых представители игровой индустрии получают информацию о мерах поддержки:

  • профессиональные сообщества – 55,12%;
  • СМИ – 50,73%;
  • ресурсы институтов развития – 47,32%;
  • от коллег – 42,44%;
  • ресурсы органов власти – 24,39%;
  • Необходимость в иных источниках информирования не видят 65,37% респондентов, 34,15% – хотели бы получать информацию в ином формате: из предложенного отраслью лидируют email-рассылка и специализированный ресурс, который мог бы быть создан, например, на базе VK Play.

Действующие меры поддержки в России

Вторая часть исследования содержит перечень мер институциональной, государственной и частной поддержки игровой индустрии.

Ключевые меры многоуровневой поддержки в России, сформированные в период с 2022 по 2025 год:

  • регуляторные меры: ИТ-аккредитация, льготы, налоговые послабления;
  • инфраструктура: инкубаторы, кластеры;
  • финансы: гранты, венчурные фонды, экспортные субсидии;
  • экспорт и кадры: программы продвижения, образовательные акселераторы.

Международный опыт

Третьей частью исследования стало изучение зарубежного опыта поддержки игровой индустрии.

Три ключевых тренда:

  • финансовые стимулы: гранты и налоговые льготы (Канада, Великобритания);
  • экспортная поддержка: помощь в локализации и участии в зарубежных выставках (Китай, Казахстан);
  • инвестиции в кадры: образовательные программы и стажировки (США, Австрия).