Опубликовано исследование о поддержке игровой индустрии в России и за рубежом
Ассоциация «Априори», АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) и юридическая компания ЭБР при поддержке Фонда «Сколково» представили результаты исследования мер поддержки игровой индустрии.
Исследование состоит из трёх ключевых блоков:
- мнение индустрии: запросы и барьеры;
- анализ действующих мер поддержки в России;
- лучшие международные практики (17 стран, включая Китай, США, Канаду).
Материалы, изложенные в исследовании, направлены на формирование ориентиров для разработчиков как навигатора по налоговым льготам, грантам и программам продвижения. Для инвесторов материал послужит инструментом снижения рисков и корректировки стратегий, а для регуляторов — основой для новых решений по укреплению позиций российского геймдева.
Ключевые цифры
В опросе участвовали 205 представителей компаний-профессионалов разработки, оперирования и публикации игр, из них 62,6% — руководители высшего звена и 35,9% — руководители проектов; 61,1% опрошенных компаний заняты разработкой игр, 21,6% — издательством.
Топ-3 востребованных мер поддержки, отмеченных респондентами:
- помощь в продвижении (52,8%);
- налоговые льготы (47,2%);
- гранты на разработку (45,1%).
Наименее востребованы льготное предоставление помещений и льготные кредиты, однако запрос на такие меры у участников отрасли имеется. Например, льготное предоставление помещений весьма полезным считают порядка 30% респондентов.
Кроме того, большая часть рынка считает востребованной поддержку экспорта видеоигр, субсидирование затрат на продвижение и рекламу за рубежом, нормативное упрощение экспорта, организацию контактов с зарубежными партнёрами и помощь в участии в профильных мероприятиях за рубежом.
Топ-5 источников, из которых представители игровой индустрии получают информацию о мерах поддержки:
- профессиональные сообщества – 55,12%;
- СМИ – 50,73%;
- ресурсы институтов развития – 47,32%;
- от коллег – 42,44%;
- ресурсы органов власти – 24,39%;
- Необходимость в иных источниках информирования не видят 65,37% респондентов, 34,15% – хотели бы получать информацию в ином формате: из предложенного отраслью лидируют email-рассылка и специализированный ресурс, который мог бы быть создан, например, на базе VK Play.
Действующие меры поддержки в России
Вторая часть исследования содержит перечень мер институциональной, государственной и частной поддержки игровой индустрии.
Ключевые меры многоуровневой поддержки в России, сформированные в период с 2022 по 2025 год:
- регуляторные меры: ИТ-аккредитация, льготы, налоговые послабления;
- инфраструктура: инкубаторы, кластеры;
- финансы: гранты, венчурные фонды, экспортные субсидии;
- экспорт и кадры: программы продвижения, образовательные акселераторы.
Международный опыт
Третьей частью исследования стало изучение зарубежного опыта поддержки игровой индустрии.
Три ключевых тренда:
- финансовые стимулы: гранты и налоговые льготы (Канада, Великобритания);
- экспортная поддержка: помощь в локализации и участии в зарубежных выставках (Китай, Казахстан);
- инвестиции в кадры: образовательные программы и стажировки (США, Австрия).