Опубликована декларация Ханты-Мансийской конференции «Медийно-информационная грамотность и формирование культуры открытого правительства»
Декларация «Медийно-информационная грамотность и формирование открытого правительства» опубликована на сайте ЮНЕСКО. Она является итоговым документом международной конференции, состоявшейся 6 — 10 июня 2016 года в Ханты-Мансийске.
Конференция явилась первым в мире форумом по данной проблематике, говорится в сообщении. В конференции приняли участие ученые, политики, дипломаты, журналисты, представители органов власти, институтов гражданского общества и частного сектора из 45 стран мира.
Организаторами конференции выступили правительство Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, российский комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и межрегиональный центр библиотечного сотрудничества при участии и поддержке межправительственного совета программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и нефтяной компании «Лукойл».
Как сказано в декларации, сегодня во многих странах мира получает признание и распространение доктрина открытого правительства, предполагающее использование информационных и коммуникационных технологий, которые обеспечивают инструменты и механизмы для двустороннего взаимодействия различных заинтересованных сторон — правительств, граждан и институтов гражданского общества, представителей деловой сферы, промышленности, научного сообщества и пр.
Взаимодействие заинтересованных сторон требует наличия соответствующих навыков и умений, в частности способности искать надежную информацию и получать доступ к ней, критически ее оценивать и использовать, создавать и сохранять информацию и знания, а также обмениваться ими с использованием различных каналов, форматов и платформ. Чтобы это взаимодействие было эффективным и плодотворным, оно должно опираться на достоверность правительственной информации; взаимное уважение и соблюдение этических норм; принципы конфиденциальности и безопасности.
Эти комплексные компетенции и установки являются частью экосистемы грамотности, которая получила название «медийно-информационная грамотность». Взаимосвязь между медийно-информационной грамотностью и эффективностью открытого правительства до сих пор не была четко выделена в международной повестке дня, говорится в декларации.
Согласно итоговому документу, участники конференции пришли к следующим выводам:
а) медийно-информационная грамотность является неотъемлемым условием построения и обеспечения стабильного функционирования открытого правительства;
б) медийно-информационная грамотность содействует достижению следующих провозглашенных ООН целей устойчивого развития на период до 2030 г.: 16.5. Значительно сократить масштабы коррупции и взяточничества во всех их формах; 16.6. Создать эффективные, подотчетные и прозрачные учреждения на всех уровнях; 16.7. Обеспечить гибкий, всеохватный, широкий и представительный процесс принятия решений на всех уровнях; 16.10. Обеспечить доступ общественности к информации и защиту основных свобод в соответствии с национальным законодательством и международными соглашениями;
в) деятельность по освоению медийно-информационной грамотности как составляющая процесса образования на протяжении всей жизни должна охватывать все сектора и группы населения;
г) необходимо уделять отдельное внимание медийно-информационной подготовке работников правительственных структур и учреждений, отвечающих за обеспечение открытости власти;
д) открытое правительство — в качестве нового элемента демократии и нового этапа развития электронного правительства — должно рассматриваться не просто как набор цифровых открытых данных и государственных электронных услуг, а в более широком контексте; при этом в ходе анализа и осмысления возможностей использования медийно-информационной грамотности для совершенствования функционирования открытого правительства следует опираться на уже имеющиеся знания и опыт в области электронного правительства и электронного гражданства;
е) специалисты и ученые в области медийно-информационной грамотности должны быть непосредственно вовлечены в процессы, связанные с выработкой теории и практики открытого правительства.