Операторов могут обязать сообщать пользователям мобильного Интернета о платных услугах

Проблема мобильного мошенничества обсуждалась в среду на заседании комитета Государственной Думы по информационной политике. Было предложено установить правила доступа к платным сервисам мобильной связи и мобильного Интернета, сообщает «Российская газета».

Например, обязать операторов подобных услуг присылать абоненту сообщение с информацией о цене услуги, времени ее оказания и способе отключения. При этом ввести обязательное получение подтверждения об ознакомлении пользователя с этими условиями, обязательное подтверждение оплаты за услугу через SMS, а также установить требования и критерии легкого доступа к перечню заказанных через данную SIM-карту дополнительных платных услуг с возможностью их легкого отключения.

Как указали эксперты, в последнее время в России участились случаи списания денег с мобильных счетов за подключенные услуги без согласия абонентов. Человек заходит с мобильного устройства на некий сайт и не замечает, что контент на сайте платный. Кликая на какое-нибудь видео, он как бы подписывается на услугу — иногда, на регулярной основе: то есть с него будет взиматься абонентская плата за просмотр видео, а он даже не будет знать об этом (и, возможно, ни разу больше на этот ресурс не зайдет).

По результатам анализа жалоб пользователей в публичном интернет-пространстве можно сделать вывод, что в большинстве случаев суммы «перерасходов» на абонента не превышают 300 рублей в месяц, констатировали в Региональной общественной организации «Центр Интернет-технологий» (РОЦИТ). При этом количество действующих мобильных аккаунтов в России составляет около 250 миллионов, то есть потенциально общий доход от подобных инцидентов может доходить до 65-70 миллиардов рублей в месяц.

Эксперты РОЦИТ настаивают на поправках в  закон «О защите прав потребителей», где будет уточнено положение о том, что информация о полной цене товара или услуг и условиях их приобретения должна доводиться до потребителя явным и недвусмысленным образом. А закон «О рекламе» дополнить положениями, которые дадут четкое определение недобросовестной рекламы.

Кроме того, РОЦИТ предлагает установить требование ежемесячного предоставления абоненту с помощью SMS и электронной почты информации о подключенных допуслугах и расходах на каждую, с возможностью их отключения.

«Я думаю что вся история с подписками идет исключительно по той простой причине, что операторы смогли получить все признаки банковской организации без всякой необходимости отчитываться перед ЦБ и соблюдать нормативы», — рассказал «Экспертному центру электронного государства» основатель LiveInternet и председатель совета Института развития Интернета (ИРИ) Герман Клименко.

С его точки зрения, способов борьбы «с данной бедой» не так много. Вряд ли получится провести закон о запрете операторам заниматься чем то иным кроме как оказанием телекоммуникационных услуг, поэтому единственное, что остается, это настаивать на регламентах списания денег у пользователей, которые максимально работали бы на потребителя.

«Я бы вполне был доволен, если бы у меня каждый раз спрашивали перед списанием: подтверждаю ли я платеж, — сказал Клименко. — Ну и конечно же обязательно по умолчанию опция «не подписываться на платный контент» должна быть включена у операторов».