Оценка проблематики импортозамещения программного обеспечения в органах власти Ульяновской области

Впервые тема импортозамещения была освещена в РФ ещё в 2012 году, и началась она с продовольственной безопасности. В связи с санкциями на некоторые продукты питания, ввозимые из-за рубежа, вопросы импортонезависимости стали рассматриваться шире, и программа правительства РФ по импортозамещению 2012 года в дальнейшем послужила основой для разработки и утверждения новой редакции Государственной программы № 328 «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности».

В настоящее время в РФ продолжает формироваться тренд на импортозамещение в соответствии с приказом Минкомсвязи России от 04.07.2018 № 335 «Об утверждении методических рекомендаций по переходу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения», а также в рамках ряда федеральных законов, постановлений правительства РФ, приказов Минкомсвязи и Минэкономразвития.

Если говорить о политике импортозамещения в информационных технологиях, то в настоящее время основная законодательная база для органов исполнительной и муниципальной власти состоит из:

  • Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
  • Постановления правительства РФ от 16.11.2015 №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • Постановления правительства РФ от 23.03.2017 №325 «Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, и внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;
  • Указа президента РФ от 13.05.2017 №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»;
  • Указа президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
  • Приказа Минкомсвязи России от 04.07.2018 № 335 «Об утверждении методических рекомендаций по переходу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения».

Согласно рекомендациям, переход на отечественный софт необходимо осуществлять с использованием программного обеспечения, сведения о котором включены в единый реестр российских программ и соответствующего дополнительным требованиям. Предполагается импортозамещение следующих категорий программных продуктов:

  • Операционная система.
  • Коммуникационное ПО.
  • Почтовые приложения.
  • Органайзер.
  • Средства просмотра.
  • Офисный пакет.
  • Интернет-браузер.
  • Редактор презентаций.
  • Табличный редактор.
  • Текстовый редактор.
  • ПО файлового менеджера.
  • Справочно-правовая система.
  • ПО системы электронного документооборота.
  • Средства антивирусной защиты.

Если обеспечить переход только на первую позицию данного списка, «Операционную систему», всё, кроме коммуникационного ПО, справочно-правовой системы, ПО системы электронного документооборота и средств антивирусной защиты, – уже есть в пакетах отечественных операционных систем в виде свободно распространяемого программного обеспечения с открытым кодом, что не нарушает никаких лицензионных требований.

Работу в области импортозамещения среди органов исполнительной власти Ульяновской области четыре года назад первым взяло на себя министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий. На протяжении четырёх лет это был очень трудный путь, т.к. первоначально в программных продуктах было очень много «багов», которые разработчики ПО довольно оперативно исправляли.

К настоящему времени достигнуты следующие результаты, см. таблицу.

Сведения о состоянии импортозамещения в Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области

Отечественное ПО Процент использования Отношение импортозамещенных АРМ к необходимому количеству АРМ
Linux «Астра Смоленск 1.6» 80% 96/120
Р7-офис 20% 24/120
Яндекс-браузер и Спутник 100% 120/120
Крипто-Про CSP 5 100% 20/20
TrueConf видеосервер для ВКС 100% 1 (на 50 подключений)
Антивирусный пакет Dr.Web 100% 120/120+3 сервера
Система удаленного доступа Ассистент 100% 5/5
СУБД PostgreSQL 100% 3/3
1С-Битрикс: Официальный сайт государственной организации» 100% 1/1
Система СЭД 100% 120/120
Собственные информационные системы на базе 1С:Предприятие 8.3 100% 5/5
ABBYY FineReader 100% 3/3

Опыт своего внедрения мы ежегодно освещали интернет-публикациями и в докладах на всероссийских конференциях.

В настоящий момент в министерстве и его подведомственном учреждении установлено и используется операционная система Linux «Астра Смоленск 1.6» на 80% АРМ от общего используемого количества компьютеров. Оставшиеся 20% – это АРМ под операционными системами Windows 7 и Windows 10. Из офисных текстовых и табличных редакторов в 20% случаев используется отечественный Р7-офис, в остальных случаях на отечественной операционной системе используется LibreOffice (поставляется вместе с ОС).

В качестве браузеров применяются «Яндекс.Браузер», «Спутник» и Cromium с поддержкой отечественной криптографии. Для работы с криптографией используется средство «Крипто-Про CSP 5», поддерживающее графический интерфейс в системах Linux.

Для проведения видеоконференцсвязи (ВКС) нами закуплен и используется отечественный сервер TrueConf, взамен запрещенного в органах исполнительной и федеральной власти Zoom.

В качестве справочно-правовой системы используется «Консультант Плюс», который развёрнут под Wine. Из средств антивирусной защиты – Dr.Web на 100% всех серверах и АРМ. В качестве СУБД – PostgreSQL. Система документооборота также используется отечественная, разработанная компанией «ИнтерТраст», правда, она развернута в виде клиентского доступа через веб-интерфейс, её сопровождение и внедрение во всех органах власти взяла на себя ОГКУ «Правительство для граждан Ульяновской области». Кроме того, в министерстве штат IT-специалистов для разработки собственных информационных систем использует среды разработки либо поддерживаемые отечественными разработчиками (IntelliJ IDEA, либо полностью отечественные (1C:Enterprise Development Tools) для разработки приложений на Java или «1С:Предприятие 8.3».

Официальный сайт министерства создан также на отечественной сертифицированной платформе «1С-Битрикс: Официальный сайт государственной организации».

К сожалению, подобного результата в органах государственной власти Ульяновской области больше пока ни у кого нет. Попробуем разобраться в причинах.

Начнём, наверное, с понимания необходимости принятия решения об импортозамещении.

Зависимость от импортного ПО опасна, об этом сказано много и правильно, не будем повторяться. Понятно, что процесс импортозамещения в IT-сфере должен быть рассчитан на годы, но, если не будет выработана конкретизированная государственная политика в импортозамещения в IT-системах, не будет государственного надзора за этим процессом, с наказанием за невыполнение планов, и не будет организована подготовка кадров для решения этой программы – то результат, скорее всего, будет не слишком впечатляющим. При этом последнее, а именно КАДРЫ, может оказаться решающим.

Не раз выступая на конференциях по импортозамещению ПО, почти каждый раз мы встречали вопросы – «зачем нам всё это надо», «что будет если они ничего не делать» и т.д. Вывод из этого один: не все чиновники понимают важность импортозамещения, как с точки зрения информационной безопасности, так и с точки развития отечественного IT-бизнеса. Есть такие, которые понимают, что нет организации, созданной для проверок использования отечественного ПО, уполномоченной выносить наказания и поощрения. Выход один – необходимо более детализировано доводить до понимания таких специалистов суть процесса перехода на отечественное программное обеспечение.

Отметим, что специалистам зачастую поступают поручения, где необходимо отчитаться о процентах исполнения импортозамещения, в ответ на которые из 1-2 показателей недобросовестный сотрудник может рассчитать 100%. Необходимой детализации ни в поручении, ни в ответе на него нет. Цифры вроде получаются красивыми, но по своей сути, по крайней мере для развития отечественного IT-бизнеса, они ничего не несут.

Рассматривая ситуацию с импортозамещением, обращаясь к многочисленным интернет-источникам, в большинстве случаев видим либо планирование затрат на отечественное ПО, либо суммы, которые на это потрачены. Но разве решение задачи стоит в трате бюджетных средств? Нет, конечно, но выглядит это со стороны именно так! Где детальная информация об импортозамещении ПО, на которое выделялось финансирование?

Оглядываясь на наш опыт, хочу отметить, что мы начали импортозамещение со своего IT-отдела и непосредственно руководства министерства. Почему это было сделано – думаю понятно. Если бы начали данный процесс с сотрудников низшего звена, то сопротивление работе с непривычными для них приложениями было гораздо сильнее. Сотрудники думали бы, что только им создают трудности в работе, писали бы жалобы руководству, а руководство, не зная, что собой представляет отечественный софт, считало бы, что эффективность работы нашего отдела крайне мала. В нашем же случае руководство на момент полномасштабного внедрения отечественного ПО уже понимало, и на практике знало о трудностях, о путях их решения, и о преимуществах отказа от импортного ПО.

Схема импортозамещения ПО в подразделениях.

Такой подход в министерстве агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской высоко показал свою эффективность. Однако в практике коллег других органов власти ситуация немного другая. Малая часть из них до сих пор либо тестируют единичные отечественные приложения, либо только планируют их к внедрению. С нашей точки зрения, уже давно прошло то время, когда импортозамещающие приложения были настолько сырыми, что надо было проводить их тестирование. Уже давно многие из них применяются успешно и эффективно в различных органах власти других регионов. Поэтому правильным было бы уже принятие решения о внедрении отечественного ПО, конкретном планировании импортозамещения в соответствии с приказом Минкомсвязи России от 04.07.2018 № 335.

Хочется отдать должное некоторым муниципальным образованиям Ульяновской области – в условиях крайнего дефицита финансирования на IT они всё же где-то единично, где-то чуть более масштабно перевели свои АРМ на отечественное ПО.

Финансирование – важнейшая проблема. Возьмем, к примеру, данные «Российской газеты» от 14.06.2020, где по последним версиям проекта общенационального плана, с которыми она ознакомилась предполагается, что для преодоления кризиса больше всего государство потратит на развитие инфраструктуры (более 2 триллиона рублей за 2020-2021 годы) и импортозамещение (более 1 триллиона рублей)». Импортозамещение, с нашей точки зрения, уже предполагает дополнительное финансирование к основным статьям расходов текущей деятельности на ИКТ органов государственной власти, однако на нашей практике и практике своих коллег мы видим, что дополнительного финансирования как такового нет, финансирования, если рассматривать IT, хватает лишь на основную деятельность, а это лишь связь, Интернет, сопровождение существующих информационных систем и баз данных и информационная безопасность. При этом планы выделения дополнительного финансирования составляются ежегодно.

Заезженной темой является заработная плата IT-специалистов в органах государственного и муниципального управления. Получают они на руки 18-25 тысяч рублей в сравнении с начинающими сотрудниками в коммерческих организациях (40-60 тысяч рублей), при этом выполняя не только то, что связано напрямую с IT, но и большой объём работы, связанной с документооборотом. Зададимся вопросом: какова должна быть мотивация такого сотрудника для реализации проектов импортозамещения и развития инфраструктуры своего аппарата управления, в условиях стабильно работающего проприетарного ПО? Единственным выходом такой ситуации видится выделение IT-специалистов и специалистов по информационной безопасности в отдельную тарифную сетку для правильного финансирования.

Говорить о процессе импортозамещения и его проблемах можно ещё долго. До сих пор есть федеральные информационные системы, не готовые к работе с отечественным программным обеспечением (пример: «АЦК планирование» для ГРБС), есть органы власти, требующие до сих пор информацию исключительно в формате Microsoft Access.

Переход на отечественное программное обеспечение даже в рамках одного региона идет не равномерно, что создаёт дополнительные сложности в условиях документооборота. И всё же с самого начала было понятно, что стратегия импортозамещения является долгосрочной, и её нужно рассматривать как переход от проприетарного программного обеспечения к открытому и бесплатному. Ведь стек доступного открытого программного обеспечения достаточно широк и закрывает, в частности, почти все классы программного обеспечения.

Переход на использование 60% отечественного программного обеспечения в каждом органе власти, исходя из нашего опыта, возможен по каждой из указанных выше категорий ПО, для этого нужно лишь принять решение и проявить волю к его исполнению. Если не искать расхождения между отечественным и проприетарным ПО, не бояться трудностей как в организационной, так и технической работе, можно достичь многого. Как говорили древние, «чтобы достичь цель, нужно просто к ней двигаться».

Об авторе: Олег Маркелов, начальник отдела информационных технологий и защиты информации ОГБУ «Агентство по развитию сельских территорий Ульяновской области».