О дистанционном образовании сегодня
В трудные дни борьбы с коронавирусом всё чаще слышится осуждение многих школьных учителей, которые якобы как-то не так дистанционно учат или используют не те электронные инструменты.
Интересно было бы выяснить: кто знает, как надо дистанционно учить, и какие средства «те»?
Каждого педагога пять лет учили отнюдь не дистанционно, а потом сами педагоги много-много лет учили других так, как учили их самих. Это продолжалось десятилетиями, если не сказать веками. А теперь эти люди за несколько дней должны перестроиться!
По моему мнению, когда начнут учить по-новому и/или проведут настоящие курсы повышения квалификации в сертифицированных учреждениях по сертифицированным программам на сертифицированных инструментальных средствах, тогда и можно будет спрашивать с педагогов. А в этой ситуации они молодцы, что делают хоть так, как умеют и могут!
Всё, что с дистанционным образованием происходило до сих пор и происходит сейчас, – это самодеятельность, которая бывает разной, в том числе и очень хорошей. Если бы мы готовились к подобной ситуации по-настоящему, то учителей не заставляли бы заниматься бюрократией и отчётами, а проводили бы принудительное повышение квалификации в сертифицированных учреждениях по сертифицированным программам на сертифицированных технических средствах. Тогда хоть с кого-то что-то можно было бы спросить, но и то по охвату это была бы «капля в море». При этом, правда, открытым остается вопрос, аналогичный известному из теории надежности: «Кто будет сторожить сторожа?» – кто будет учить учить по-новому? Лучшие из самодеятельности?
Кто должен проводить сертификацию: профессиональное сообщество, Российская академия образования, министерство просвещения или все вместе?
И в заключение повторю: учителя, работающие в новых условиях, молодцы! Использую этот термин, так как слово «герои» сегодня занято для врачей.
С университетскими преподавателями ситуация несколько иная, так как их вообще никто не учит преподавать. Но и они должны проходить повышение квалификации. Однако никто не сказал, что повышение квалификации должно проводиться в области цифровой педагогики. И здесь тоже возникают вопросы о сертификации тех, кто проводит повышение квалификации, и об и используемых технических средствах. При этом надо учесть, что, в отличие от школ (где даже с учётом кружковых занятий число предметов сравнительно невелико и об их преподавании поэтому так или иначе можно договориться), в вузах баснословное число предметов, каждый из которых имеет специфику. Известно, что по каждой группе специальностей существуют утвержденные Минобром учебно-методические объединения (УМО), которые, однако, весьма трудно будет «поставить под ружьё», так как они, во-первых, территориально разъединены, а, во-вторых, в подавляющем большинстве являются «традиционалистами».
Ещё отмечу, что записанные лекции или даже лекции, читаемые в реальном времени онлайн, не исчерпывают того, что понимается под обучением, а тем более образованием, которое по определению включает в себя ещё и воспитание. При этом, по моему мнению, воспитание должно осуществляться в профессиональных курсах, а не только в дополнительных (если они имеются), так как задача преподавателя не только дать знания, но и увлечь обучающего, а также, по крайне мере, сделать шаг в направлении формирования из него Человека.
Правда, если преподавать так, то сразу появятся «оценщики», которые скажут, что в таком обучении много воды. На это могу ответить – не больше, чем в мнениях таких «оценщиков».
Об авторе: Анатолий Абрамович Шалыто – д.т.н., профессор факультета информационных технологий и программирования университета ИТМО.