Минкультуры потребовались электронные путёвки – но что это, никто не знает

Замглавы Минкультуры Алла Манилова во вторник на встрече с представителями туроператорского бизнеса заявила о необходимости «внести в законодательство понятие электронной путевки» с идеей «повышения прозрачности рынка», сообщает ИТАР-ТАСС.

Нужны электронные путёвки, как следует из дальнейших объяснений Маниловой, не столько туристам, сколько чиновникам: «Раскрытие информации будет неизбежным, ведомство увидит полную картину, где находятся туристы, сколько их, а также какие операторы демпингуют». Еще замминистра в связи с электронными путёвками говорила о создании некоего «процессингового центра».

Финансировать проект предполагается из средств ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма».

Определения понятия «электронная путёвка» Минкультуры не даёт. Сравнение электронной путёвки с электронным билетом, к которому часто прибегают в этой связи, хромает: термин «электронный билет» обозначает возможность выбрать перевозчика, рейс, дату и оплатить дорогу онлайн. База данных о покупателях электронных билетов остается у транспортной компании, такой, например, как «Аэрофлот», даже если вы купили билет у посредника – такого, например, как Any Day Any Way.

Но туроператор по природе своего бизнеса – посредник, он опосредует связь туриста со многими контрагентами, с перевозчиком и отелями в первую очередь, «электронная путёвка», выдаваемая туристу оператором, – вещь в себе, её просто негде предъявить, она не избавляет от необходимости иметь электронный билет и ваучер отеля.

Туроператоры по поводу электронных путёвок переживают уже не менее трёх лет, и тоже теряются в догадках, что это такое – см., например, давнюю, но сегодня благодаря заявлению Маниловой ставшую злободневной дискуссию на сайте hotline.travel.

Опасения туроператоров связаны не только с тем, что электронные путёвки станут для Ростуризма инструментом контроля финансовых потоков в индустрии. Гораздо серьезнее угроза уничтожения конкуренции – эта угроза реализуется, если Ростуризм создаст единственную, безальтернативную, обязательную для использования всеми туроператорами электронную площадку бронирования.

Понятие «электронная путёвка» должно быть понятно потребителю. Электронная путёвка должна приносить ему удобства, которых прежде не было. Очевидно, главное из таких удобств – возможность купить тур онлайн, так, как покупают электронные билеты.

Возникающая при этом проблема сохранности персональных данных, заметим, отчасти решается подключением системы выдачи «электронных путёвок» к Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), применяемой при предоставлении гражданам государственных услуг в электронной форме. Успешный опыт использования ЕСИА для достоверной аутентификации пользователей вне связи с электронным правительством существует – например, ЕСИА в мае 2014 года использовалась при онлайн-голосовании во время выборов в Общественную палату. ЕСИА может использоваться как сервис идентификации граждан, внешний по отношению к «процессинговому центру» Ростуризма. В этом случае пользователю для покупки «электронной путёвки» (что бы это ни означало) не потребуется ещё одна процедура регистрации