Минэкономразвития проанализировало эффективность госпрограмм и призвало к сокращению их количества

1651

Министерство экономического развития России провело анализ эффективности действующих государственных программ в 2015 году и сделало вывод, что их количество нужно сокращать.

«Количество является избыточным. Их цели во многом являются либо однотипными, либо друг друга дублируют. В этой связи целесообразно рассмотреть возможность оптимизации количества госпрограмм», — сказал замминистра экономического развития Евгений Елин.

Елин также отметил, что проведенный анализ «говорит об имеющихся фактах несовершенства применяемого программно-целевого метода».

По данным министерства, в 2015 году реализовывалось 39 госпрограмм. Пять госпрограмм на текущий момент не утверждены и не реализовывались. (Это «Развитие пенсионной системы на 2017-2025 годы»; «Развитие оборонно-промышленного комплекса»; «Обеспечение обороноспособности страны»; «Социально-экономическое развитие Крымского федерального округа на период до 2020 года»; «Реализация государственной национальной политики».)

Основную долю расходов на реализацию госпрограмм по-прежнему берёт на себя федеральный бюджет. Доля же средств юридических лиц остаётся достаточно низкой и составляет около 13% от общего объёма кассового исполнения госпрограмм в 2015 году. При этом кассовое исполнение госпрограмм в части юридических лиц составило менее 50%. Это ставит под удар достижение целей госпрограмм, отметил Елин, добавив, что необходимо усилить синхронизацию мероприятий между ответственными исполнителями и привлекаемыми для реализации госпрограмм юридическими лицами.

econ-01

Также необходимо изменить методику оценки эффективности госпрограмм, считает Минэкономразвития, добавив повышающие и понижающие коэффициенты. В частности, для показателей уровня госпрограмм, а также для показателей, обеспечивающих выполнение указов президента.

По результатам интегральной оценки эффективной признана реализация трёх госпрограмм: «Обеспечение общественного порядка», «Развитие образования», «Управление федеральным имуществом».

econ-02

Работа ответственных исполнителей по реализации девяти госпрограмм была оценена как недостаточно эффективная.

econ-03

Основные причины связаны с низкой оценкой достижения плановых значений (то есть план-факт), с низкой оценкой эффективности реализации мероприятий, то есть в рамках указанных госпрограмм большое количество контрольных событий либо не наступило, либо наступило с нарушением сроков. Помимо этого, госпрограммы получили низкую оценку либо по критерию кассового исполнения, либо по критерию эффективности деятельности ответственного исполнителя.

Недостатки госпрограмм, отмеченные Минэкономразвития

1. Существенные недостатки на этапе планирования госпрограмм, которые заключаются в том, что цели, задачи и целевые показатели, заявленные в госпрограммах, в значительной степени не соответствуют друг другу и не соответствуют отраслевым стратегиям, изложенным в соответствующих стратегических документах. Количество показателей превышает две тысячи позиций — их практически невозможно администрировать.

2. Отсутствует нормативно определённое понятие ответственного исполнителя, и, соответственно, нет распределения ответственностей и прав, законодательно не установлено, а также не определён работающий механизм взаимодействия ответственных исполнителей, соисполнителей и участников госпрограмм.

3. Количество госпрограмм в настоящее время является избыточным. Их цели во многом являются либо однотипными, либо друг друга дублируют. В этой связи целесообразно рассмотреть возможность оптимизации количества госпрограмм.

По результатам анализа Минэкономразвития представило предложения по перечню госпрограмм для апробации новых подходов. В предложения попали восемь госпрограмм. Предлагаемая апробация предполагает пересмотр значений ключевых целевых показателей госпрограмм, расширение полномочий ответственного исполнителя госпрограмм в рамках формирования и распределения предельных объемов финансирования. В том числе она предполагает включение мероприятий федеральных целевых программ в состав соответствующих госпрограмм.

econ-04

«Мы рассчитываем, что на основании полученных результатов от апробации будут сформированы предложения по уточнению положений как бюджетного законодательства, так и законодательства в сфере формирования и исполнения госпрограмм», — добавил замминистра.

Елин также сообщил, что в следующем году при оценке реализации госпрограмм «мы будем более широко привлекать внешний аудит и сотрудничать с экспертным сообществом, мы планируем осуществлять оценку макроэкономической эффективности при реализации мероприятий и их вклад в ВВП».

Напомним, ранее в мае Счетная палата РФ заявила, что настаивает на необходимости корректировки государственной программы «Информационное общество» при формировании бюджета на следующий трехлетний период. Среди прочего, было отмечено, что срок сбора показателей (индикаторов), определяемых способом федерального статистического наблюдения, более поздний, чем срок предоставления годового отчета о реализации госпрограммы, что делает невозможным их использование с целью определения эффективности проводимых в рамках госпрограммы мероприятий в отчетный период, считают в СП. В частности, 27% показателей госпрограммы не могут быть определены на дату составления уточненного отчета по госпрограмме.

В сообщении Минэкономразвития нет данных по анализу госпрограммы «Информационное общество». В ответ на запрос D-Russia.ru в министерстве ответили, что «вопрос прорабатывается».

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться: