Как мы создавали шрифты

С начала года новости пестрили темами о шрифтах. Например, Monotype Imaging запрещает использование своих шрифтов попавшим под санкции компаниям. А разработчики нового ГОСТа, наоборот, указывают эти шрифты как рекомендованные в эпоху импортозамещения – ГОСТ Р 7.0.97-2016 в списке рекомендаций указывает предпочтительные шрифты для оформления документов: Times New Roman, Arial, Verdana, Calibri. Это всё шрифты, разработанные компанией Monotype, они распространяются платно и только в определённых ОС.

Как быть пользователям, предпочитающим другие платформы? Очевидно, нужно использовать какие-то другие шрифты – но тогда могут возникнуть проблемы с отображением старых документов и шаблонов, особенно при работе с таблицами.

Мы в «Новых Облачных Технологиях» в конце прошлого года выпустили в открытый доступ свои шрифты – набор из девяти классических гарнитур со свободной лицензией (гарнитура – это набор из нескольких шрифтов в разных размерах и начертаниях: нормальном, полужирном, курсиве). Наш собственный пакет шрифтов XO Fonts вышел 16 декабря 2016 года. Расскажем, для чего они нужны, почему вам будет удобно с ними работать и зачем мы взяли на себя эту задачу.

Что вообще такое шрифты и почему нельзя просто нарисовать буквы?

Шрифты – не совокупность рисунков букв, это система изображений, которые все вместе должны удовлетворять множеству требований, от эстетических до сугубо технических. Шрифты различаются по сфере применения: на бумаге и на экране один и тот же шрифт смотрится по-разному. Есть шрифты деловые, строгие, есть дизайнерские, каллиграфические, игривые и пр. Мы как производитель офисного ПО ограничились, понятно, деловыми.

Сложность в том, что в зависимости от операционной системы и даже от устройства отображения одни и те же символы могут отображаться по-разному. В разных операционных системах – разные системы отрисовки шрифтов: где-то встроена функция сглаживания, где-то, наоборот, повышена чёткость, поэтому одна и та же буква может выглядеть то тоньше, то толще. Наши приложения поддерживают все популярные платформы: Windows, macOS, Android, iOS, Tizen, Linux, поэтому работа предстояла огромная: нужно было проработать совместимость с каждой ОС, на каждом типе устройств.

После того, как шрифт нарисован дизайнером – для нас этим занялись шрифтовой дизайнер Владимир Чуфаровский и студия Letterhead – его оцифровывают, переводя плавные линии в совокупность определённым образом расположенных пикселей, как показано на рисунках ниже.

Как мы создавали шрифты

Как мы создавали шрифты

Как мы создавали шрифты

Затем шрифт «хинтуют»: проверяют читаемость символов, находящихся рядом. При этом меняются не только сами символы для улучшения читаемости, но и выверяются интервалы между разными буквами. Каждый новый символ, добавляемый в шрифт – например, новые символы валют – приводит к полной перепроверке всех сочетаний. Это значит, что нужно поставить новый символ рядом с каждой буквой русского алфавита, с каждой буквой других поддерживаемых языков, с цифрами и символами, причём и справа и слева. Чтобы набранный текст не сливался, не терялся и выглядел чётко и понятно, многократно проверяют все сочетания всех символов шрифта в разных размерах. Потом те же проверки проводятся на различных ОС.

Для создания гарнитуры приходится повторить ту же работу снова и снова, учитывая особенности каждого начертания. Одни и те же элементы букв нормального шрифта в жирном начертании начинают выглядеть неуместно, поэтому каждую букву нужно перерисовать заново. Получается, что каждое новое начертание – это новый шрифтовой файл.

Метрические аналоги популярных проприетарных шрифтов, используемых в Microsoft Office, создавались в разное время и разными компаниями. Это, например, линейка шрифтов PostScript компании URW Studio, в том числе шрифт Nimbus Roman No. 9 представляющий собой метрический аналог (т.е. совпадающий по размеру каждого символа и расстоянию между рядом стоящими символами) шрифта Times New Roman, в 2007 году компания Red Hat, Inc. представила линейку Liberation Fonts, также включающую в себя несколько метрических аналогов Times New Roman. Самая крупная русская компания, разрабатывающая шрифты, ООО НПП «ПараТайп» совместно с разработчиком операционных систем Astra Linux АО «НПО РусБИТех» в 2016 выпустила шрифтовые гарнитуры PT Astra Sans и PT Astra Serif, тоже метрические аналоги Times New Roman. Но многообещающие разработки наших коллег не были развиты в достаточной мере для того, чтобы обеспечить полную замену привычных пользователям шрифтов компании Monotype.

Нам была очевидна необходимость создания собственного пакета шрифтов, отвечающих основным следующим критериям:

  • кроссплатформенность: все приложения МойОфис работают на различных ОС, на стационарных и мобильных устройствах, и всем пользователям должно быть одинаково удобно работать с документами, набранными одним и тем же шрифтом;
  • соответствия ГОСТу: в государственных структурах и крупных корпорациях весь документооборот должен подчиняться чётким рамкам, регламентирующим в том числе и шрифт. Важно, чтобы при переходе на наш продукты (пакет «МойОфис») не изменилась вёрстка или разметка документов;
  • свободного распространения: это шаг навстречу пользователям и гарантия того, что продукт будет постоянно улучшаться и на его основе могут быть созданы собственные новые шрифты.

Работу над созданием собственных шрифтов мы вели одновременно с разработкой приложений. Задачей было разработать пакет гарнитур, который бы одинаково отображался на всех операционных системах и устройствах, на которых мы планировали разработку продуктов «МойОфис». В итоге сегодня доступно девять гарнитур XO Fonts, которые можно скачать https://fonts.myoffice.ru/ на нашем сайте, а свободная лицензия позволяет использовать их бесплатно как непосредственно, так и для доработки.

Важным при разработке новых шрифтов было их полное метрическое совпадение с принятыми для работы как в России, так и в мире шрифтами Times New Roman и Arial.

Как мы создавали шрифты
Сравнение начертания прописных и строчных букв А, Ж и Щ, выполненных в шрифтах с засечками XO THAMES (НОТ) и Time New Roman (Monotype Imaging)
Как мы создавали шрифты
Сравнение начертания фраз, выполненных в шрифтах без засечек XO Tahion (НОТ) и Tahoma (Microsoft)

Все разработанные нами шрифты кириллические. Дополнительно включаем в них символы из алфавитов языков народов Российской Федерации и стран СНГ.

Об авторе: Дмитрий Комиссаров, генеральный директор компании «Новые облачные технологии»

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: