Как крупные компании следят за электронными письмами

Популярный американский почтовый сервис Edison (входит в Топ-100 приложений в Appstore) сканирует почтовые ящики своих пользователей и продаёт информационные продукты на базе полученных данных клиентам в сфере финансов, путешествий и электронной коммерции. Содержимое почтовых ящиков пользователей Edison представляет особый интерес для компаний, которые заинтересованы в принятии эффективных инвестиционных решений. Это следует из документа банка J.P.Morgan, обнаруженного Motherboard в феврале.

На веб-сайте Edison сообщается лишь, что почтовый сервис «обрабатывает» электронные письма пользователей, однако пользователи не знали, что приложение Edison сканирует их для получения прибыли.

Пользователи, которых опросило издание, возмущены тем, что Edison не предупреждает об использовании личных данных пользователей для продажи третьей стороне.

В документе J.P.Morgan упоминаются компании, которые продают данные, полученные из «личных почтовых ящиков». Представитель J.P. Morgan Research ограничился заявлением, что исследование, в котором использованы взятые без ведома пользователей данные, «предназначено для институциональных клиентов».

Документ даёт описание Edison как «покупательской метрики пользователя», которая учитывает лояльность к бренду, размер кошелька, предпочтения и пр. Там же сообщается, что источником данных является приложение электронной почты Edison.

В разделе «Продукты» на веб-сайте Edison предлагает «Edison Trends» и «Trends Direct». В описании компания заявляет, что может предоставить «детализированные модели поведения клиентов для улучшения их впечатлений и бизнес-результатов компании».

Edison – лишь одна из компаний, предлагающих бесплатные почтовые приложения, которые затем продают анонимизированные или псевдоанимизированные данные пользователей. Так, компания – разработчик приложений Foxintelligence располагает пользовательскими данными, полученными через приложение Cleanfox.

Фрагмент конфиденциального документа Foxintelligence, который демонстрирует способ получения данных электронной почты.

«…Мы полагаем, что сбор данных большой группы людей имеет преобразующую силу как для потребителей, так и для компаний. Это формирует рынок, на котором создается ценность для обеих сторон без каких-либо компромиссов конфиденциальности», – говорит исполнительный директор Foxintelligence.

В конфиденциальной презентации Foxintelligence, оказавшейся у Motherboard, содержится список клиентов компании. Среди них PayPal, консалтинговые гиганты Bain&Company и McKinsey&Company.

В компаниях не ответили на запросы журналистов. Представители европейского сервиса Bolt (конкурент Uber), который тоже был указан в качестве клиента, сообщили, что в прошлом они использовали Foxintelligence для получения анонимных данных о доле рынка каршеринга во Франции, но затем прекратили сотрудничество.

Motherboard также обнаружила перечень информации, извлекаемой из ящиков пользователей бесплатных почтовых приложений (на примере приложения Rakuten’s Slice, которое, помимо сервиса переписки, позволяет отслеживать посылки и изменение цен). Электронная таблица содержит данные о купленных товарах, способ оплаты и уникальный идентификационный код каждого покупателя. В январе Rakuten опубликовали для пользователей на своем сайте информацию о способах отказа от продажи своих данных – это было сделано в соответствии с законом о защите прав потребителей Калифорнии (CCPA). Цена доступа к данным Rakuten по каждой категории товаров превышает 100 тысяч долларов.

В политике конфиденциальности Edison сообщается, что компания «имеет доступ к сообщениям электронной почты и обрабатывает их, а также доступ к данным, собранным из других интернет-аккаунтов, к которым вы подключаетесь». Wall Street Journal ранее сообщала, что сотрудники Edison читают электронные письма пользователей, чтобы улучшить функцию smart-ответов. Однако в статье не описывалось, что Edison создает информационные продукты из собранных пользовательских данных.