Итоги 2020 года комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга

Об авторе: Станислав Казарин, вице-губернатор Санкт-Петербурга.

Инфраструктура

Информационной инфраструктурой для реализации в Санкт-Петербурге проектов цифровой экономики является Единая мультисервисная телекоммуникационная сеть исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (ЕМТС).

Она активно развивается и расширяется с 2002 года, обеспечивает потребности правительства Санкт-Петербурга и подведомственных учреждений в услугах связи и является надёжной базой для различных городских проектов.

ЕМТС обеспечивает высокий уровень защиты данных, которыми обмениваются городские и федеральные информационные системы, а благодаря своим техническим свойствам является прочной основой для реализации городских программ, направленных на создание комфортной и безопасной среды для жителей нашего города. К ЕМТС подключены все многофункциональные центры предоставления государственных услуг населению (МФЦ), на базе ЕМТС строится работа общегородской централизованной системы видеонаблюдения, функционирует единый центр управления городским транспортом, аппаратно-программный комплекс «Безопасный город», все государственные информационные системы, даже сигналы оповещения региональной автоматизированной системы централизованного оповещения (РАСЦО) поступают в репродукторы по каналам ЕМТС. Районные администрации, ГУ МВД, комитеты, управления, инспекции и службы, школы, поликлиники, детские сады, объекты социальной сферы и культуры – все являются пользователями современных высокотехнологичных сервисов, реализуемых на базе ЕМТС.

По итогам 2020 года ЕМТС характеризуется следующим:

  • общая длина волоконно-оптических кабелей ЕМТС – более 5000 км;
  • общее количество точек доступа ЕМТС – 5400;
  • количество реализуемой абонентам номерной емкости – 34995;
  • общее количество терминалов экстренной связи «Гражданин-полиция» – 119;
  • общее количество уличных громкоговорителей системы информирования и оповещения – 243;
  • общее количество базовых станций транкинговой радиосвязи ТЕТРА – 85;
  • количество абонентов транкинговой радиосвязи ТЕТРА – 3276;
  • обеспечение выделенной телефонной связью высшего руководства Санкт-Петербурга – 298 абонентов;
  • централизованное обеспечение услугами передачи данных и телефонии на локальной вычислительной сети – 25112 портов локальной вычислительной сети;
  • общее количество точек доступа Wi-Fi в МФЦ, парках, Невской Ратуше – 2454.

В 2020 году комитет по информатизации и связи совместно с подведомственными учреждениями продолжил работа по развитию регионального центра обработки данных. На базе машинных залов архивного комитета Санкт-Петербурга и общественно-делового комплекса «Невская ратуша» успешно функционируют технологические площадки для размещения информационных ресурсов Санкт-Петербурга, на мощностях которых на протяжении 2012-2020 гг. производится развёртывание ГИС. На единой универсальной платформе РРЦОД размещены более 60 информационных систем, включая ГИС, сайты, архив городской системы видеонаблюдения, охватывающий более 40 тысяч камер наблюдения с глубиной архива семь суток. На площадке РРЦОД на базе общественно-делового комплекса «Невская ратуша» оборудован машинный зал на 96 телекоммуникационными шкафами, проводится дооснащение вычислительным оборудованием и оборудованием хранения данных, что позволит увеличить количество камер, подключённых к городской системе видеонаблюдения, до 69 тысяч.

Для повышения надёжности функционирования и доступности ресурсов ГИС проводится развитие дополнительных площадок ЦОД, оснащённых резервированными системами поддержания температурного режима и энергопитания, объединение их специализированной сетью передачи данных, а также оснащение необходимыми вычислительными ресурсами и объёмами хранения. Это позволяет дублировать состав виртуальных серверов и наборы данных государственных информационных систем на базе географически разнесённых ЦОД, осуществлять частичную миграцию информационных систем между площадками в случае регламентных работ или нештатных ситуаций на одной из площадок.

Госуслуги

В 2020 году комитет продолжил развитие «Межведомственной автоматизированной информационной системы предоставления в Санкт-Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде» (МАИС ЭГУ). В настоящее время можно с уверенностью констатировать успешность данного проекта. МАИС ЭГУ представляет собой централизованную систему предоставления государственных и муниципальных услуг, включающую, в том числе, портал «Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт-Петербурге» (gu.spb.ru) и сеть МФЦ в Санкт-Петербурге.

На конец 2020 года:

  • количество посещений портала составило 107,7 миллиона;
  • доля обращений, принятых в электронной форме в Санкт-Петербурге, составила около 70%;
  • всего на портале доступно 274 электронных услуги и процедуры;
  • в разделе «Оплата» пользователям доступно 68 видов платежей.

В 2020 году на портале:

  • реализован электронный сервис предварительной записи на прием в МФЦ (пользователь может также изменить или отменить созданную запись);
  • реализованы проактивные рекомендации для пользователей, получавших услуги, связанные с рождением ребёнка, выплатами для матерей или для многодетных семей (рекомендуются другие госуслуги, доступные для получения в рамках определенной жизненной ситуации);
  • создан специальный раздел, где собрана вся важная информация о пандемии COVID-19: городские ограничения, рекомендации и меры профилактики коронавируса.

Кроме того, в аккаунтах портала в VK и в Instagram регулярно публикуется подробная информация о различных мерах социальной поддержки, а также о доступных петербуржцам электронных услугах и порядке их получения.

По итогам 2020 года Санкт-Петербурге доступны 63 стационарных центра «Мои документы», из них шесть МФЦ для бизнеса и одна бизнес-зона МФЦ. В новостройках действуют четыре мобильных офиса МФЦ. Общее число окон приёма заявителей достигло в 2021 году 1068.

Центры государственных услуг «Мои документы» предоставляют жителям города возможность в комфортных и современных условиях оформить более 350 государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна».

В 2020 году потребность граждан в информации существенно возросла. Специалисты горячей линии МФЦ обработали более 2 400 679 вызовов, что на 37% больше относительно 2019 года. Кроме консультаций по тематике государственных услуг специалисты МФЦ помогают и другим городским службам. Например, сейчас МФЦ задействованы в работе Единой региональной информационно-справочной службы «122» для консультаций по вопросам вызова врачей на дом.

В условиях пандемии 2020 года очень важно было обеспечить бесперебойное предоставление государственных услуг, в том числе новых мер социальной поддержки, анонсированных президентом РФ. Эффективно сработала комбинация электронных и очных сервисов. За 2020 год петербуржцы только через МФЦ оформили более 5 миллионов обращений (5389852). Приём граждан проходил исключительно по предварительной записи, которая реализована в электронном виде на портале госуслуг Санкт-Петербурга. В конце года подключились партнёры из «Яндекса», теперь записаться в МФЦ можно на сервисах «Яндекс.Карты» и «Яндекс.Навигатор».

За год организовано предоставление 18 новых государственных услуг и процедур, среди них: ежемесячная и единовременная выплата на детей – 48 620 обращений; пособие на детей от 3 до 7 лет – 23 801 обращение. По услуге «О голосовании по месту нахождения при проведении общероссийского голосования по вопросам внесения изменений в Конституцию РФ» было принято 31 105 заявлений. Реализован приём заявлений на внесудебное банкротство.

Для бизнеса запущены четыре новые услуги: приём заявок на создание и выдачу квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи (с 24.07.2020 по 31.12.2020 принято 463 заявки), приём заявок на предоставление лицензий на право использовать компьютерное программное обеспечение (с 14.09.2020 по 31.12.2020 принято 19 заявок), приём заявок на открытие расчётного счета (с 18.09.2020 по 31.12.2020 принято 199 заявок), информирование индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и граждан, планирующих начать предпринимательскую деятельность, о мерах поддержки, оказываемых организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (с 08.10.2020 по 31.12.2020 принято 232 заявки).

Уровень удовлетворённости петербуржцев качеством предоставления государственных услуг по-прежнему высок. Получено 218 943 оценки, средний балл составил 4,94, что соответствует уровню удовлетворенности в 98,91%.

Удалось реализовать большинство проектов развития МФЦ. В центральном районе открыт центр оказания услуг для бизнеса на базе некоммерческой организации «Фонд развития субъектов МСП в Санкт-Петербурге». МФЦ Кронштадтского района переехал в новое, более просторное здание, отремонтированы четыре МФЦ (в Колпинском, Московском, Невском и Приморском районах). За счёт этих мероприятий общее число окон приёма и выдачи документов удалось увеличить на 26.

Губернатор города Александр Беглов поддержал и утвердил план развития МФЦ. Документ даст мощный импульс для устойчивого развития МФЦ до 2024 года. Уже в 2021 году планируется открыть четыре новых МФЦ – два в Приморском районе, и по одному в Колпинском и Московском районах.

Разрабатывается организация выездного обслуживания в рамках проекта «С заботой о ветеранах» для участников и инвалидов Великой Отечественной войны. При взаимодействии с МВД России на базе МФЦ будет реализовано предоставление значимых услуг: регистрация транспортных средств и выдача заграничных паспортов нового поколения с использованием криптобиокабин. Продолжится перевод востребованных услуг в электронный вид.

Госуправление

В Санкт-Петербурге активно внедряется цифровое управление городом. Одним из ключевых элементов поддержки принятия управленческих решений является интегрированная система информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти (ИОГВ) Санкт-Петербурга (ИС ИАО) – масштабный проект, работающий на органы власти с 2001 года. Его развитие в 2020 году позволило оперативно наладить взаимодействие правительства Санкт-Петербурга со всеми региональными и федеральными ИОГВ в условиях резкого обострения эпидемии коронавируса. Система осуществляет непрерывный мониторинг, анализ и прогнозирование социально-экономического развития нашего региона, проводит сравнительный анализ нашего субъекта с субъектами Северо-Западного федерального округа, Москвы и страны в целом. Важной функцией системы является и оперативный мониторинг отношения населения к деятельности руководства (социологические исследования и соцсети).

В рамках развития ИС ИАО расширены функциональные возможности цифровой панели губернатора Санкт-Петербурга и индивидуальных панелей для вице-губернаторов, председателей комитетов и глав администраций районов. Это существенно повысило оперативность и качество принимаемых управленческих решений. В настоящее время на цифровой панели губернатора реализован мониторинг важнейших показателей, характеризующих ситуацию с распространением коронавируса, и мер, предпринимаемых руководством Санкт-Петербурга по противодействию пандемии.

В декабре 2020 года стартовал совместный пилотный проект комитета по информатизации и связи, Комитета по благоустройству и метеослужбы «Гисметео» по прогнозированию выпадения снега и отслеживанию работы коммунальных служб в районах Санкт‑Петербурга. В рамках проекта удалось внедрить прогнозный сервис «Гисметео» на цифровой панели управления городом. В результате слаженной оперативной работы запущена информационная панель о текущем состоянии снежного покрова в Санкт‑Петербурге и уборке города от снега. Обновление информации может происходить несколько раз в сутки в соответствии с меняющимся прогнозом температуры, скорости ветра, влажности, осадков на дорогах, тротуарах и крышах с учётом таяния. Вся информация, включая оценку снегопадов, представлена по административным районам Санкт‑Петербурга, что позволяет планировать уборку снега в мегаполисе с разными климатическими условиями на прибрежных, центральных и периферийных территориях. Такой подход даёт возможность адресного выделения ресурсов для очистки улиц от снега в зависимости от количества осадков и площади тротуаров и проезжей части. Благодаря инновационному проекту губернатор и специалисты ситуационного центра круглосуточно имеют доступ к детальной информации:

  • количество осадков в течение суток с трёхчасовым интервалом;
  • объём и масса накопленного снега на улицах города;
  • количество снегоуборочной техники на линии;
  • прогноз выпадения снега на неделю вперед.

Динамично развивался в 2020 году и, конечно, будет развиваться и в 2021-м региональный сегмент единой системы здравоохранения (РЕГИЗ) – прежде всего в рамках обеспечения работы медицинских учреждений в борьбе с последствиями распространения вирусной инфекции, а также в важнейшем на сегодняшний день направлении массовой вакцинации петербуржцев, на котором РЕГИЗ должен выполнять роль координирующего и управляющего IT-центра нашего города. Помимо этого важнейшее направление цифровизации здравоохранения на текущий момент – развитие электронной медицинской карты петербуржца и личного кабинета на портале «Здоровье Петербуржца», то есть максимальная консолидация всей значимой, легитимной медицинской информации о горожанине с тем, чтобы она была доступна и ему, и любой медицинской организации, куда он обращается. Фактически для людей изменится скорость и качество предоставления медицинской помощи и информированность пациента (человеку будет доступна информация о своём здоровье, диагностике, лечении в поликлиниках, выписанные рецепты, лабораторные исследования, эпикризы и многие другие данные). На наполнение электронной медицинской карты работает вся созданная структура цифрового здравоохранения Санкт-Петербурга. Уже сейчас все рецепты на льготные лекарства выписываются, передаются и хранятся в электронном виде, все подстанции и отделения скорой медицинской помощи работают в едином информационном пространстве, более 90% всех медицинских учреждений подключены к высокоскоростной защищённой сети передачи данных – это реальные результаты цифровизации здравоохранения, позволяющие максимально качественно обеспечивать охрану здоровья петербуржцев.

В 2020 году губернатором Санкт-Петербурга Александром Бегловым была поставлена задача создания «цифрового двойника» города, базовым ресурсом для которого является портал «Паспортизация объектов благоустройства Санкт‑Петербурга», созданный более пяти лет назад и позволяющий вести учет проблемных фасадов и зданий, несанкционированных свалок, следить за содержанием дорог, проводить оценку состояния объектов культурного наследия и зелёных насаждений. По поручению губернатора в настоящее время этот портал преобразуется в государственную информационную систему «Объекты городской среды Санкт‑Петербурга», что позволит расширить перечень контролируемых объектов и полностью автоматизировать процесс их инвентаризации. Формулируя задачу преобразования портала в «цифровой двойник» города, губернатор Санкт-Петербурга отдельно отметил, что новый ресурс должен обеспечить полный контроль за всеми объектами – не только городскими, но и федеральными, муниципальными и частными. Для реализации этой задачи предполагается выполнить последовательное лазерное сканирование всей территории города.

Одним из центров предоставления обратной связи от горожан в рамках цифровизации государственного управления является один из самых популярных городских ресурсов – портал «Наш Санкт-Петербург», где за 2020 год было обработано порядка 700 тысяч сообщений, а всего с момента работы портала принято более 2,8 миллиона сообщений. Ежедневно тысячи людей оставляют на портале свои сообщения о практически любой проблеме в области ЖКХ и городского благоустройства.

Говоря о цифровизации государственного управления в области общественной безопасности, невозможно не упомянуть о городской системе видеонаблюдения, функционал которой в Санкт-Петербурге неуклонно развивается: сейчас чуть менее 18 тысяч городских камер используются для распознавания лиц. Такие камеры размещены на входах в парадные жилых домов, в наиболее многолюдных местах и местах проведения массовых культурных мероприятий. Всего же сейчас в городе более 46,5 тысячи камер, и до 2025 года это число будет поэтапно увеличено до 180 тысяч с расширением их присутствия в местах массового скопления людей, на входах в парадные жилых домов, на объектах транспортной и социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга. Большую часть из этих видеокамер планируется использовать в рамках системы распознавания лиц, что позволит создать предпосылки для сквозной системы распознавания городского масштаба, включающей более 100 тысяч городских видеокамер.

Целям безопасности горожан служит и мобильное приложение «Безопасный Санкт-Петербург», предоставляющее всем пользователям персональный доступ к ресурсам городской системы видеонаблюдения. Приложение на данный момент скачали более 70 тысяч пользователей. В мобильном приложении пользователь может найти видеокамеру, ближайшую к месту события, и увидеть её обзор, направить заявку на сохранение видеоархива, передать видео с места происшествия в городскую систему видеонаблюдения и многое другое. Через функционал «Экстренная помощь» можно отправить экстренное сообщение в службу экстренных вызовов 112.

Импортозамещение

Комитет по информатизации и связи активно осуществляет переход на отечественное программное обеспечение в рамках регионального проекта «Информационная безопасность» национального проекта «Цифровая экономика». Согласно паспорту данного регионального проекта стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга отечественного программного обеспечения на 2020 год составляет 70%.

Плановые показатели импортозамещения в части закупаемого иностранного программного обеспечения и иностранного компьютерного, серверного и телекоммуникационного оборудования утверждены в рамках государственной программы «Повышение эффективности государственного управления в Санкт-Петербурге» в размерах не более 30% и 90% соответственно. По итогам 2020 года значения указанных показателей были достигнуты.

В рамках курса на обязательное импортозамещение в сфере информатизации и связи проводится планомерная работа. Более 95% приобретаемого телекоммуникационного оборудования, необходимого при реализации городских проектов, а также для нужд исполнительных органов государственной власти, – это оборудование российского производства.

Закупка импортного оборудования производится только в тех случаях, когда отсутствуют равнозначные отечественные аналоги или закупается оборудование, которое должно быть совместимым с существующим.

В качестве примеров наших успешных решений в области импортозамещения также хочется отметить, что нами впервые в России проведено масштабное применение технологии Hi-PoE с помощью коммутаторов TRASSIR российского производства, позволяющей одним коммутатором полностью обеспечить объект, без применения промежуточных шкафов. Эта технология существенно упрощает, ускоряет и удешевляет монтаж системы видеонаблюдения на объектах, и была использована нами при обеспечении видеонаблюдения на выборах, монтаже систем видеонаблюдения в образовательных учреждениях.

Также комитет проводит работа по переводу существующего оборудования импортного производства на доверенное оборудование российского производства.

Примером может служить поэтапный перевод единой системы цифровой радиосвязи ЕЦРС) стандарта TETRA, развёрнутой в петербургском метрополитене.

На сегодняшний день силами СПб ГУП «АТС Смольного» проведена полная замена амортизированного оборудования ЕЦРС импортного производства Motorola Solutions на оборудование отечественного производства «Миником-TETRA» компании «Информтехника и связь». В 2020 году эти работы проведены на 1,2,3 линиях и в электродепо петербургского метрополитена. Проделанная работа позволяет устранить уязвимость системы к несанкционированному вмешательству и сохранить эффективность работы экстренных оперативных служб, обеспечить межведомственное взаимодействие при решении тактических задач.

В 2021 году планируем и далее повышать процент оборудования российского производства, в первую очередь серверов и персональных компьютеров.

Главные проекты года, достижения

Основным проектом 2020 года можно назвать новую систему – «Омниканальная интеллектуальная городская платформа». В её концепции – максимальное расширение взаимодействия петербуржца с городом и удобство получения горожанином любых государственных цифровых услуг. В результате разработана концепция платформы, которая обеспечивает доступ гражданина к электронным государственным услугам в привычной цифровой среде пользователя (соцсети, мессенджеры, сервисные платформы и пр.) через комплекс новых приложений, чат-ботов и другие средства. Решение нацелено на создание новых каналов получения цифровых госуслуг гражданами, что должно привести не только к повышению их доступности, но также увеличить их востребованности населением и уровень удовлетворённости граждан «государством как сервисом». Продукт интегрирует в себя все региональные информационные системы, обеспечивающие оказание госуслуг в электронном виде, и является инструментом конструирования новых интерфейсов для цифровых услуг в регионе, для чего в комплекс встроен визуальный конструктор сценариев обработки запросов гражданина. Комплекс включает в себя единого цифрового помощника гражданина (голосовой робот с ИИ для предоставления доступа к электронным госуслугам через колл-центр МФЦ). Голосовой робот является ещё одним вариантом интерфейса для получения горожанами цифровых услуг в удобной, доступной форме, не обременённой операционными расходами на содержание штата колл-центра.

Все цифровые услуги для горожан, доступ к которым обеспечивают приложения «Омниканальной интеллектуальной городской платформы», объединены в каталог городских цифровых сервисов (портал, входящий в структуру платформы). Гражданин может выбрать в каталоге не только интересующую его цифровую услугу, но и интерфейс для её получения (приложение, встроенное в соцсеть «ВКонтакте», Яндекс.карты, чат-бот в Telegram или отдельное мобильное приложение). Каталог городских цифровых сервисов будет открыт и для внешних разработчиков, что позволит широкому кругу негосударственных разработчиков создавать цифровые услуги, использующие закрытые данные из региональных государственных систем без нарушения законодательных ограничений на доступ к закрытой информации. В свою очередь это приведёт как к привлечению в каталог большого числа негосударственных разработчиков, включая инновационные команды и стартапы, так и существенному расширению цифровых услуг для населения без привлечения бюджетных средств. План развития предусматривает постепенное введение системы в эксплуатацию в 2021-2024 годах.

В августе 2019 года между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью было подписано соглашение об информационном взаимодействии, и весь 2020 год активно велась работа в этом направлении. Соглашение предусматривает передачу данных из автоматизированных систем Ленинградской области в ГИС Санкт-Петербурга «Безопасный город» и направлено на формирование единой информационной среды в сфере общественной безопасности. В рамках соглашения проведена масштабная работа по интеграции Систем «112», видеонаблюдения и фотовидеофиксации нарушений ПДД двух регионов.

Комитетом по информатизации и связи и СПб ГКУ «УИТС» были закуплены 600 планшетных компьютеров, средства защиты информации для них, а также радиоканалы передачи данных с целью оснащения выездных бригад службы районной и городской скорой медицинской помощи Санкт-Петербурга мобильными устройствами ввода для работы с государственной информационной системой Санкт-Петербурга «Управление скорой медицинской помощью Санкт-Петербурга», что позволило выездным бригадам удаленно (непосредственно в машине скорой помощи) формировать карточки пациентов при транспортировке больного, что сняло необходимость дожидаться регистрации пациентов по прибытию в больницу.

Буквально за три дня комитет создан информационный центр по мониторингу ситуации с коронавирусом в Санкт-Петербурге (ИнфоЦентр). В ИнфоЦентре в режиме реального времени ведётся непрерывный всесторонний контроль за эпидемиологической ситуацией в нашем городе на основе информации от всех отраслевых ведомств, в т.ч. мониторинг основных показателей, позволяющих дать оценку текущей ситуации и тенденциям её изменения. В ИнфоЦентр поступает актуальная информация о ситуации в сферах здравоохранения, образования, потребительского рынка, транспорта, перемещения на границе, социальных сетях и СМИ. За время работы ИнфоЦентром подготовлено более 8 тысяч отчётных материалов в различных форматах.

Также для обеспечения информационной поддержки горожан по вопросам новой коронавирусной инфекции COVID-19 весной 2020 года комитет запустил единую региональную информационно-справочная службу «122» на базе оператора связи СПб ГУП «АТС Смольного». Санкт-Петербург стал первым субъектом РФ, который создал службу «122», согласовав с Минцифры РФ использование короткого номера «122». В настоящее время этот номер стал общим для всех регионов России для вопросов по COVID и вызова врача на дом.

Служба «122» работает круглосуточно, в неё легко дозвониться, организована возможность бесплатного вызова на короткий номер «122» как со стационарных, так и с мобильных телефонов. С 13 сентября 2020 года служба «122» в полном объёме консультирует по вопросам, касающимся деятельности ИОГВ и подведомственных им организаций, что даёт возможность жителям Санкт-Петербурга получать различную социально значимую информацию. В сценарии для работы операторов службы «122» выделено более 20 направлений: социальные вопросы, ЖКХ, выплаты и льготы, здравоохранение, транспорт и др.

Для снятия нагрузки с колл-центров организаций здравоохранения и обеспечения горожан оперативной врачебной помощью с 20 декабря 2020 года служба «122» оформляет заявки граждан на вызов врача на дом при симптоматике COVID-19.

Единая региональная информационно-справочная служба «122» стала лауреатом премии «Народное признание» в номинации «Сервисы в период пандемии»  Всероссийского конкурса проектов региональной и муниципальной информатизации «ПРОФ-IT.2020».

С 22 января 2021 года в службе «122» в тестовом режиме применяется система искусственного интеллекта, которая самостоятельно оформляет заявки на вызов врача, принимая на себя часть входящих вызовов данной тематики. Виртуальный помощник Виктория показывает высокую эффективность автоматического общения со звонящими при оформлении заявок на вызов врача – в среднем 86% заявок оформляются Викторией без участия операторов службы «122».

Использование искусственного интеллекта уже позволило практически полностью исключить очереди звонков на номер 122 и исключить человеческий фактор при оформлении заявок на вызов врача.

Сейчас в Санкт-Петербурге проходит массовая вакцинация от коронавируса. С 1 февраля служба «122» начала записывать граждан на вакцинацию от коронавируса и консультировать по вопросам, связанным вакцинацией.

По поручению губернатора Санкт-Петербурга подведомственным предприятием комитета СПб ГУП «АТС Смольного» в декабре 2020 года в каждой поликлинике города были оперативно созданы виртуальные колл-центры. Ведётся работа по их активному и эффективному использованию. Виртуальный колл-центр позволяет решить множество задач по повышению доступности медицинской помощи для граждан. Но самое главное – даёт возможность сразу дозвониться до поликлиники за счёт использования современных цифровых технологий. Организация очереди звонков, интерактивные голосовые приветствия, прозрачность и контроль работы операторов колл-центров уже позволили более чем вдвое увеличить доступность поликлиник по телефону.

На фоне распространения коронавирусной инфекции COVID-19 в конце марта были приостановлены все регулярные и чартерные полёты за рубеж. За пределами РФ оказались тысячи россиян. Правительством Санкт-Петербурга был сформирован оперативный штаб по организации встречи наших соотечественников, в состав которого вошли представители комитета по информатизации и связи.

Перед штабом стояло две важные задачи: как можно быстрее оформить прибывшим предписание на самоизоляцию или обсервацию, уточнить адрес фактического проживания, а также сформировать группы для централизованной транспортировки из аэропорта в различные районы города.

В течение нескольких дней комитетом по информатизации и связи была выполнена большая и ответственная работа по технической организации и обеспечению встреч и учёта прибывающих.

Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» за один день была создана информационная система, в работе которой задействованы сотрудники Роспотребнадзора и комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности.

Информация о рейсе поступала в Роспотребнадзор за день до прибытия самолёта. За это время формировались бригады, численностью от 8 до 18 человек, для встречи прибывших. Далее представители Роспотребнадзора поднимались в самолёт для проведения первичного обследования – измерения температуры, а также анкетирования людей на предмет адреса обязательного карантина. Биологический материал на анализ у прибывших брали уже в аэропорту – для этого была выделена специальная зона.

После сдачи все анализы, люди проходили паспортный контроль и ждали, пока их багаж продезинфицируют. Параллельно сотрудники комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности, комитета по информатизации и связи, а также комитета по транспорту Петербурга распределяли всех по автобусам, которые доставляли людей до места проведения карантина.

СПб ГУП «Автоматическая телефонная станция Смольного» и СПб ГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в рекордно короткие сроки в зоне прилёта аэропорта Пулково организовали локально-вычислительную сеть на 16 рабочих мест для сотрудников Роспотребнадзора. Все рабочие места были подключены к единой мультисервисной телекоммуникационной сети.

Для контроля ситуации СПб ГУП «АТС Смольного» были смонтированы камеры видеонаблюдения в зоне работы сотрудников Роспотребнадзора. Координировать работу ведомств при встрече эвакуационных рейсов помогала развёрнутая СПб ГУП «АТС Смольного» на территории Аэропорта Пулково дополнительная базовая станция стандарта ТЕТРА.

С 6 апреля по 2 августа 2020 года была организована встреча 64 авиарейсов, 40 автоколонн. Учтены 6374 пассажира, из них 1217 направлены на обсервацию, 5157 направлены на самоизоляцию.

В марте 2020 года комитет на мощностях СПб ГУП «АТС Смольного» развернул платформу для проведения межведомственных ВКС ИОГВ. Организация ВКС на базе отечественного программного обеспечения через сервер «АТС Смольного» обеспечивает надёжную защиту информации и предотвращает возможность подключения к защищённой конференции извне. Помимо обеспечения ВКС для ИОГВ, платформа была задействована 24 июня 2020 года в день проведения парада в честь 75-ой годовщины победы в Великой Отечественной войне. Тогда, при поддержке комитета и при содействии телеканала «Санкт-Петербург» губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов провёл видеоконференцию с ветеранами войны. Всем ветеранам, в том числе находящимся на территории Ленинградской области, были обеспечены современные средства связи и услуги для организации устойчивого соединения.

СПб ГУП «АТС Смольного» успешно обеспечило видеонаблюдение и интернет-трансляцию хода ЕГЭ в Санкт-Петербурге. В 2020 году пандемия коронавируса существенно повлияла на проведение ЕГЭ. В частности, из-за норматива на заполнение аудиторий значительно увеличилось количество задействованных школ – пунктов проведения экзамена (ППЭ) и аудиторий в ППЭ. В этом году в течение трех дней задействовалось максимальное количество ППЭ (149) и почти 5100 видеокамер. В ходе проведения ЕГЭ 2020 было задействовано 5878 видеокамер в 2939 аудиториях, а сами видеокамеры в ППЭ были задействованы более 28 тысяч раз. Общий объём записанного и переданного на портал смотриегэ.рф видео – более 460 тысяч часов, в полтора раза больше, чем в 2019 году.

За всё время проведения ЕГЭ-2020 в Санкт-Петербурге не было ни одного сбоя работы системы видеонаблюдения.

Результаты видеонаблюдения ЕГЭ-2020 были также высоко оценены функциональным заказчиком – комитетом по образованию Санкт-Петербурга в благодарственном письме.

Также было успешно обеспечено видеонаблюдение на объектах образования. Еще в 2019 году для обеспечения развития инфраструктуры городской системы видеонаблюдения СПб ГУП «АТС Смольного» было размещено 5905 дополнительных территориально-распределённых устройств мониторинга в составе АПК «Безопасный город» (уличное видеонаблюдение в образовательных учреждениях) на 477 объектах, в соответствии с требованиями по антитеррористической защищенности объектов образования. С 1 апреля 2020 года СПб ГУП «АТС Смольного» обеспечило вывод видеокамер в центр обработки и хранения данных АПК «Безопасный город», что способствует повышению оперативности реагирования на заявления и сообщения о правонарушениях, а также обеспечивает антитеррористическую защищённость объектов образования.

В 2020 году реализован первый этап перевода РАСЦО на современные цифровые технологии и высоконадёжное оборудование, введено в строй 350 новых комплексов системы оповещения, которые сразу же стали использоваться для оповещения населения о противоковидных мерах весной-летом 2020 года.

С 20 октября 2020 года для выявления и привлечения к ответственности нарушителей стоянки и проезда по полосе общественного транспорта СПб ГУП «АТС Смольного» обеспечило эксплуатацию 90 мобильных комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения «Паркон-А». Они установлены на маршрутных транспортных средствах СПб ГУП «Пассажиравтотранс» и СПб ГУП «Горэлектротранс» в 12 районах города. Комплексы производят автоматическую фотовидеофиксацию нарушений ПДД в движении без участия водителя или оператора, автоматическое распознавание разметки полосы для маршрутных ТС, а также трамвайных путей, фотовидеофиксацию нарушений правил остановки и стоянки, в соответствии с загруженной картой контролируемых участков. Полоса для общественного транспорта и факт движения по ней определяются также автоматически. Фотоснимок номера автомобиля-нарушителя с метками точного времени и координатами отправляется в городскую автоматизированную систему «Фиксация нарушений правил дорожного движения и контроль оплаты штрафов».

В 2020 году продолжалась работа по реализации проекта упорядочивания размещения воздушных линий связи, проложенных через центральные магистрали Санкт-Петербурга по стоечным линейно-кабельным сооружениям. В результате проделанной работы к марту 2020 года Невский проспект от Дворцовой площади до ул. Александра Невского полностью освобождён от воздушных волоконно-оптических линий связи. Ликвидированы все 430 воздушных кабельных переходов.

В 2020 году СПб ГУП «АТС Смольного» продолжило работу по обеспечению расширения инфраструктуры АПК «БГ» в части создания зон публичного Wi-Fi на объектах здравоохранения – создана 481 точка доступа.

Также силами СПб ГУП «АТС Смольного» проведены работы по развертыванию сети Wi-Fi в парковых зонах Приморского парка Победы для обеспечения граждан равнодоступной, качественной и надёжной средой передачи данных в местах их массового пребывания. Обеспечено устойчивое покрытие Wi-Fi в трех зонах Приморского парка Победы – на территории теннисных кортов у Южного пруда, зоны занятий йогой и Южной аллеи. Особенно стоит отметить, что для поддержания работоспособности оборудования в одной из зон, наиболее отдалённой от возможных источников питания «АТС Смольного» применило технологию питания от солнечных батарей.

Проблемы-2020, трудности, особенности

В 2020 году комитету по информатизации и связи пришлось решать задачу уникальной сложности: обеспечивать стабильную работу IT-инфраструктуры одного из крупнейших российских мегаполисов в условиях пандемии. Достаточно сказать, что примерно в 20–30 раз увеличилась нагрузка на видеоконференцсвязь, так как многие перевели в режим видеоконференций значительную часть своей совещательной работы. Эти мероприятия проводятся как по защищённой сети, так и с использованием публичных видеосервисов. Ежедневно комитет организует десятки таких видеоконференций.

Другой сложный момент – удалённая работа. Около девяти тысяч сотрудников правительства Санкт-Петербурга и подведомственных учреждений получили соответствующий доступ и могут работать удаленно. Ежедневно 500–600 человек одновременно работают с информационными сервисами администрации города. На протяжении последних 15 лет комитетом создавалась мощная IT-инфраструктура ИОГВ Санкт-Петербурга и подведомственных организаций, которая позволяет обеспечить всех работников удаленным доступом к информационным системам и сервисам, необходимым для дистанционной работы. Следующим этапом стал пилотный проект единого облачного рабочего места сотрудника органа власти, полномасштабное внедрение которого с учётом доработок по итогам пилотного этапа запланировано на начало 2021 года. Облачное рабочее место предоставляет универсальный набор инструментов для работы сотрудников органов власти как в обычном режиме, так и при удалённой работе.

В условиях перевода в режим самоизоляции учителей и учеников пришлось срочно переходить на дистанционное обучение. Одной из важнейших проблем, которую пришлось решать с введением удалённой работы школ, стала проблема передачи знаний ученикам и управление этим процессом. В кратчайшие сроки проект «Электронный дневник» от решения простых задач по выставлению оценок и занесению каких-либо замечаний учителей был преобразован в инструмент с широким спектром услуг: планирование уроков; подбор и передача учебного материала по всем предметам обучения; проведение тестирования; перевод в электронный формат взаимодействия педагогов и учеников. Это позволило успешно завершить учебный год более 500 тысячам учащихся и более 40 тысячам педагогов, заложить основы подготовки к новому учебному году в любых условиях.

Незапланированные масштабные затраты на противодействие коронавирусу заставили правительство города изыскивать необходимые средства из разных региональных источников. Одним из источников стал городской бюджет IT-сферы. Это существенно сократило в 2020 году бюджет комитета.

Планы на 2021 год

Планируется до 2025 года поэтапно увеличить число камер городской системы видеонаблюдения до 180 тысяч. Мы хотим расширить их присутствие в местах массового скопления людей, на входах в парадные жилых домов, на объектах транспортной и социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга. В 2021 году планируется разместить порядка 23 тысяч устройств мониторинга городской системы видеонаблюдения, из которых более 20 тысяч устройств будут установлены на входах в парадные многоквартирных домов в рамках реализации комплексного инфраструктурного проекта «Умный двор», более 2,8 тысячи обеспечат видеонаблюдение в местах массового скопления людей. На данный момент в Петербурге более 7,5 тысячи таких домофонных устройств в более чем 1,8 тысячи домов.

Сравнительный анализ показал, что коэффициент Москвы с количеством комплексов фотовидеофиксации на 10 километров улично-дорожной сети равен 4, Казани – 1,6; Краснодара – 1,4. Аналогичный показатель по Санкт-Петербургу равен 0,7. Для достижения уровня показателя Москвы необходимо значительно, в разы увеличить количество стационарных комплексов. Поэтому на 2021 год мы запланировали масштабные проекты по развитию городской системы фиксации нарушений ПДД:

размещение (аренда) 240 комплексов фотовидеофиксации на линейных участках дорог, 220 из них будут фиксировать нарушения скорости, 20 будут фиксировать различные виды нарушений при подъезде к перекрестку – для повышения безопасности пешеходов;

размещение (аренда) комплексов фотовидеофиксации нарушений правил пересечения перекрестка по 40 адресам, в зависимости от типа и сложности перекрестка, на нем может быть установлено до 20 камер, фиксирующих различные виды нарушений правил пересечения перекрестка.

Кроме того, в 2021 г. запланирована разработка проектно-сметной документации для размещения комплексов фотовидеофиксации на семи перекрестках Центрального района Санкт-Петербурга, а также на 10 перекрестках, требующих оснащения согласно решению комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при губернаторе Санкт-Петербурга.

Камеры будут расположены в местах, которые, в соответствии с адресным перечнем УГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, являются очагами аварийности. Все адреса размещения комплексов фотовидеофиксации указаны в конкурсной документации на сайте zakupki.gov.ru.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться: