IT в стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2030 года – итоги обсуждения
В Южном IT-парке на прошлой неделе прошло заседание, посвящённое развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры, а также системе местного самоуправления в рамках Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года.
В заседании, которое провел заместитель губернатора Ростовской области Василий Рудой, приняли участие представители науки, общественных организаций, бизнес-сообщества в ИКТ-сектора.
К основным стимулам развития информационно-коммуникационных технологий в Ростовской области участники отнесли электронное правительство, облачные вычисления, сети связи, ИКТ в экономике, Интернет вещей, информационную безопасность.
ИКТ и инфраструктура
Согласно стратегии, целями в сфере ИКТ и инфраструктуры являются:
а) рост доли домохозяйств, имеющих возможность подключения услуг доступа к Интернету со скоростью 100 Мбит/с с использованием проводных каналов связи или со скоростью 10 Мбит/с с использованием сетей подвижной радиотелефонной (сотовой) связи с 69% в 2017 году до 97,0% в 2030;
б) увеличение объёма отгруженной продукции предприятиями в сфере информационно-коммуникационных технологий с 6,1 миллиарда рублей в 2017 до 12 миллиардов в 2030.
Эти цели в документе названы динамическими. Кроме них есть также цели структурные:
1. Рост средней интернет-скорости до 60 Мбит/с к 2030 году (в 2017 г. в РФ – 12,2 Мбит/с).
2. Увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере информационных технологий: 2016 год – 749 единиц; 2024 год – 865 единиц (рост на 15%); 2030 год – 973 единицы (рост на 29%).
Среди приоритетных задач и мероприятий указано повышение инвестиционной привлекательности прокладки новых сетей связи в малочисленных населённых пунктах; повышение доступности действующих инженерных коммуникаций (опор линий электропередачи, уличного освещения, городского электротранспорта) для воздушных волоконно-оптических линий связи; стимулирование подключения услуг доступа к Интернету в сельских населенных пунктах; развитие IT-парков; поддержка регионального ИКТ-сообщества.
В документе рассматриваются возможности для Ростовской области:
- стать лидером в России по уровню развития среды для цифровой экономики;
- стать одним из флагманов в ИКТ-индустрии среди субъектов РФ.
Вот что должно помочь в достижении этих целей:
- создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств;
- обеспечение к 2025 году во всех населённых пунктах с числом жителей от 1 тысячи человек 100% проникновения широкополосного доступа в Интернет;
- реализация инвестиционных проектов по строительству около 4,7 тысячи км волоконно-оптических линий связи к 2030 году;
- увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом региональном продукте) по сравнению с 2017 годом;
- участие региональных субъектов в создании отечественных сквозных цифровых технологий и их внедрение;
- успешное функционирование региональных цифровых платформ в общественно значимых сферах (в том числе для цифрового здравоохранения, цифрового образования и «умного города»);
- успешное функционирование не менее 50 малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий и платформ и оказания цифровых услуг;
- обеспечение устойчивого покрытия 5G и выше к 2024 году в городах с численностью населения более 1 миллиона человек (в настоящее время по официальным данным в области только один город-миллионник – ред.);
- обеспечение 100% потребности в высококвалифицированных кадрах для цифровой экономики региона посредством увеличения числа выпускников IT-специальностей;
- улучшение позиций Ростовской области в мониторингах развития информационного общества в субъектах Российской Федерации (2017 год – 15 место);
- увеличение объема услуг связи по всем видам деятельности: на 50% к 2024 году и на 120% к 2030 году;
- стимулирование участия ИКТ-субъектов Ростовской области в отечественных разработках по созданию глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных;
- привлечение федеральных институтов венчурного финансирования и иных институтов развития к региональным проектам по внедрению цифровых технологий;
- реализация комплексного регионального проекта «Умный город», включающего IT- решения в различных сферах;
- охват Ростовской области проектом «Умный город»: 2024 год – не менее 35% населения региона (города с численностью населения более 200 тысяч человек и их пригородные территории); 2030 год – не менее 70% населения, включая все 18 городов Ростовской области;
- преобразование приоритетных отраслей региональной экономики и социальной сферы, включая здравоохранение, образование, промышленность, сельское хозяйство, строительство, городское хозяйство, транспортную и энергетическую инфраструктуру, финансовые услуги, посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений;
- обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства, – в частности создание территориального центра государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКА): внедрение регионального центра сетевых атак Ростовской области до 2024 года;
- развитие электронного правительства как цифровой платформы, включающей предоставление государственных (муниципальных) услуг (исполнение функций) в электронном виде: 2030 год – 2 миллиона заказанных услуг;
- формирование регионального центра обработки данных (ЦОД), который должен являться технологической площадкой регионального IT-кластера и предоставлять свои ресурсы и мощности для участников IT-кластера и IT-парка (предусматривается развитие ЦОД как основы для создания единого информационного пространства в Ростовской области для информационных ресурсов Правительства Ростовской области, а также внедрение технологии виртуализации и «облачных технологий»);
- вхождение Ростовской области в ТОП-20 регионов России к 2024 году и в ТОП-15 к 2030 году по стоимостному объему ИКТ-услуг.
«Цифровые задачи» в различных сферах
Практически в каждом разделе Стратегии имеются целевые показатели, связанные с ИКТ и «цифрой». Так, среди задач по развитию экспорта указано включение поставщиков ИКТ-услуг в перечень областной поддержки экспортёров по направлениям субсидирования части затрат, связанных с сертификацией продукции и систем менеджмента качества, а также субсидирования части затрат, связанных с участием в выставочных мероприятиях за рубежом.
Предусмотрено создание единой информационной системы по вопросам ведения предпринимательской деятельности и поддержки бизнеса; содействие увеличению числа пользователей регионального портала закупок малого объёма из числа субъектов малого и среднего предпринимательства; развитие интернет-площадок корпоративных закупок и продаж онлайн; создание социальной сети предпринимателей региона, с возможностью размещения информации о предприятии и производимой продукции, а также синхронизации аккаунтов с личным кабинетом налогоплательщика и порталом государственных услуг.
Дополнительно говорится о формировании логистической инфраструктуры для торговли через Интернет, включая широкую территориальную сеть пунктов выдачи товаров.
В сфере образования намечено создание центра компетенций Национальной технологической инициативы на базе ростовских университетов и научных организаций для создания инновационных решений в области сквозных технологий (big data, искусственный интеллект, квантовые технологии, технологии сенсорики и робототехники, новые и портативные источники энергии и др.). Также должен быть создан детский технопарк «Кванториум» на 800 «высокооснащённых» мест. Запланировано создание информационного ресурса, позволяющего семьям выбирать индивидуальные дополнительные общеобразовательные программы.
В области культуры предполагается использование современных методов коммуникации для распространения информации о существующих возможностях проведения культурного досуга: функционирование сайтов учреждений культуры, содержащих актуальную информацию о планируемых культурных событиях, расписание работы учреждений культуры и искусства и т.д.; ведение информационных страниц (группа, сообщество и т.п.) в популярных социальных сетях — «ВКонтакте», YouTube, Instagram; использование инструментов интернет-маркетинга: SEO, SMO, SMM и др.
В самих учреждениях культуры ожидается внедрение и распространение новых информационных продуктов и технологий — электронных музейных библиотек, электронного научно-справочного аппарата архивных фондов, интерактивных тематических экспозиций, виртуальных тематических коллекций, компьютерных инсталляций, виртуального концертного зала и т.д.
Также работа в соцсетях предусмотрена для вовлечения молодёжи в различные формы социальной и экономической активности; дополнительно должны разрабатываться тематические мобильные приложения и привлекаться «агенты влияния» — популярные блогеры.
Отдельная стратегическая инициатива касается «умного» ЖКХ. В неё входит цифровизация и внедрение технологических решений в рамках концепции «Умные сети»; создание регионального банка «умных» решений в сфере ЖКХ; увеличение доли онлайн-платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Что касается безопасности, то запланирован охват аппаратно-программным комплексом «Безопасный город» всех 55 муниципалитетов региона до 2020 года. Также предусмотрено:
- создание непрерывной зоны контроля и видеодокументирования на объектах общественной и стратегической значимости, в том числе видеопатрулирование участков железных дорог, трубопроводов и водных акваторий;
- широкомасштабное применение беспилотных летательных аппаратов, в том числе в целях высотного наблюдения при проведении культурно-массовых, общественно-политических и спортивных мероприятий, выявления преступлений и административных правонарушений, обеспечения связи и управления наземными нарядами полиции;
- внедрение системы прогнозирования правонарушений в общественных местах на основе технологий Big Data, а также внедрение систем идентификации конкретного человека в большом объёме голосового трафика («верификация по голосу») или на камерах видеонаблюдения («распознавание лица»);
- создание и внедрение системы предугадывания пожаров на основе технологий Big Data, которые позволят анализировать свежие и исторические данные относительно частоты возгораний в каждом из сегментированных на квадраты участков территории, а также внедрение многокритериального статистического анализа риска возникновения пожаров (степень защищенности зданий от огня, наличие неблагополучных семей, демографические и геологические данные) и т.д.
В документе описаны приоритетные задачи государственного и муниципального управления. Так, говорится о разработке мобильных приложений и интернет-портала для непрерывного профессионального развития гражданских и муниципальных служащих.
Для повышения уровня развития информационного, технологического и аналитического обеспечения государственного управления намечено:
- приобретение современных информационно-аналитических программ;
- унификация информационных систем и ресурсов во всех структурных подразделениях органов власти;
- устранение разрыва в техническом обеспечении управленческого процесса между муниципальными образованиями региона (устранение цифрового неравенства в сельских и удаленных территориях);
- привлечение квалифицированных IT-специалистов в органы власти.
В целях повышения доступности программам по обучению проектному управлению для государственных гражданских служащих запланировано создание регионального портала по проектному управлению для размещения образовательных онлайн-программ, методик, законов, стандартов, анонсов мероприятий и конференций, ведения общей библиотеки успешных решений («кейсов») и т.д.
В документе упоминается повышение эффективности региональной системы межведомственного электронного взаимодействия и создание клиентоориентированной модели работы МФЦ.
Региональная государственная цифровая платформа
В документе описана стратегическая проектная инициатива «Региональная государственная цифровая платформа», которая должна дать области возможность стать одним из лидеров в России по уровню цифровизации государственного управления.
Основные параметры:
- отказ от бумажного документооборота и перевод процессов в цифровую форму после их качественного реинжиниринга;
- внедрение автоматизированных технологий принятия решений и максимальное устранение человеческого фактора (ошибок, коррупции);
- создание цифровой экосистемы, в которой граждане и бизнес взаимодействуют с государством «в режиме мультиканальности с использованием различных мобильных устройств»;
- установление обязательной практики непрерывного совершенствования процессов на основании системы обратной связи от пользователей для контроля уровня удовлетворённости решением их задач.
Предполагается обеспечить высокую скорость внесения изменений в процессы управления, перейти «от документов – к данным». Для этого предстоит обеспечить сбор, хранение, обработку и упорядочивание всех необходимых данных, разграничить доступ к данным (включая отнесение их к различным степеням секретности) по определённым правила и обеспечить защиту, хранение и архивирование данных, ответственности за их правильность данных. Будет установлен приоритет доверенных данных над бумажными документами, осуществлён полный отказ от бумажного документооборота и перевод процессов в цифровую форму после их качественного реинжиниринга. Государственные информационные системы перейдут на платформу, «позволяющую обеспечить «бесшовность» при использовании любых хранимых данных и функционала на основе единых нормативных правил». Доверие к системе государственного управления призвана повысить прозрачность принимаемых властью решений и «максимальное устранение человеческого фактора».
Среди прочего планируется также оптимизировать затраты на госаппарат за счёт устранения ненужных процессов, функций.