IT-индустрия: угроза гламурного конца
Кажется, для IT-журналиста наступают нехорошие времена. Поверхностного знания – чем бит отличается от байта, почему «1С» так называется и что «вендор» это не фамилия – становится мало, чтобы успешно паразитировать на индустрии.
Нет, я знаю, что такое Hermes, это такие шёлковые платки. Могу описать их характерные особенности, обозначить отличия от платков Kenzo, сказать, где платки Hermes можно купить в Москве и почему делать этого не надо, могу предостеречь от онлайн-покупок платков Hermes, затем пуститься во все тяжкие с рассказом о символических ценностях как товаре, припомнить экономическую теорию «дешёвого разговора», приплести к Hermes Маугли с его системой опознавания «свой-чужой», и ещё как-то поумничать. Но что толку. Я не промышлял изготовлением таких платков, не носил их, ни разу не был на фабрике, где их делают, понятия не имею, как они различаются по версиям и кто в платкоделательной индустрии Билл Гейтс. Т.е. я даже не дилетант. Мне просто нечего будет сказать, если с Hermes что-то случится – скажем, если он исчезнет, или если его купит «Газпром».
Поэтому считаю связь Apple с Hermes порочной. Если уж ты IT-компания, ею и оставайся, не морочь людям голову. Кроме того, неосторожно это. Вот Nokia – могла бы до сих пор делать шины, но нет, подалась в телефонный бизнес, потом гламура ради связалась с Vertu, и чем всё кончилось?
Да и унизительно это. Apple – тоже символическая ценность, так что её выход к пастве под ручку с Hermes ни о чём, кроме ослабления популярности собственной религии, не свидетельствует.
Казалось бы, при чём тут Прянишников. При том, что он тоже символ гламурной угрозы IT-прогрессу.
Microsoft в России ничего не производит, но это не означает, будто президентом можно назначать не софтверного профи. К такому выводу, во всяком случае, приводит взгляд со стороны и сравнение настоящего с недавним прошлым. Куда ушли майкрософтовские люди, создававшие рынок ПО в России? Не в шёлковую индустрию, а в РВК, в правительство, в «Ростелеком». Представить даже Биргера Стена – человека переходного периода – во главе сети фитнес-заведений не получается, он айтишник.
И ведь не скажешь, что история экс-президента российского Microsoft сродни тому, с чем в своё время столкнулся Дзержинский (сегодня ВЧК, завтра МПС), или сталкивается Шойгу. Нет, это другая история, это следствие того, что IT-бизнес стал таким же не прикольным, как всё остальное, что и здесь укоренилось представление, будто MBA-умения извлекать деньги неважно из чего достаточно для успеха в производстве софта или в его продаже.
Хотите сказать, зря высматриваю тенденцию в паре частностей? Но частностей не пара. Ровно то же самое творится в «Яндексе», и это приводит к беде. Ещё аналогия, фактически прямая – уход тульского IT-министра в торговлю готовым платьем.
Что до Apple, то и в её истории тоже был ровно такой эпизод, когда на царство позвали человека из Pepsi-Cola. Итог известен.
На этом надо заканчивать, пока не поздно. А то с разгону задамся глупыми вопросами. Например: представляете ли вы себе Королёва не инженером, а экономистом, выпускником ленинградского института имени Пальмиро Тольятти, эдаким эффективным менеджером? Или о выпускнике журфака, который… ВПК… Нет, этого, пожалуй, уже не напишу, лучше остановлюсь. Нет тут никакой связи ни с Apple, ни с Hermes.