Исследование: 28% жителей Санкт-Петербурга пользуются Единым порталом госуслуг

Исследование, проведенное Центром технологий электронного правительства университета ИТМО совместно с некоммерческим партнерством «Партнерство для развития информационного общества на Северо-Западе России» по заказу Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» и Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга в 2014 году, показало, что 28% жителей Санкт-Петербурга получали государственные услуги с помощью единого портала госуслуг (ЕПГУ). Региональным порталом пользовались вдвое меньше опрошенных – 14%.

Только 15% опрошенных понимают разницу между федеральным и региональным порталами госуслуг, выяснилось в ходе исследования – при том, что почти 90% опрошенных обращаются за получением государственных или муниципальных услуг хотя бы раз в течение года. Наиболее популярными государственными услугами являются услуги из сферы здравоохранения (49%), социальной сферы (42%) и услуги миграционной службы (40%).

Личное обращение в орган власти по-прежнему является наиболее популярным способом получения государственных и муниципальных услуг (66% опрошенных).

Распределение ответов на вопрос «Какими способами получения государственных услуг вы пользовались?»

Большая часть населения Санкт-Петербурга – 75% – знают или «что-то слышали» о существовании ЕПГУ, осведомленность о существовании регионального портала ниже – 46%.

Распределение ответов на вопрос «Знаете ли вы о существовании Единого портала государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru)?»

Среди тех, кто знаком или что-то слышал о портале госуслуг Санкт-Петербурга, 42% нашли информацию о нем в Интернете, и почти треть узнали от знакомых или родственников. Те, кто пользовался региональным порталом, в большинстве случаев искали информацию по интересующей их услуге (54%) и для подачи электронной заявки на получение услуги (52%).

Распределение ответов на вопрос «Откуда вы узнали о портале государственных и муниципальных услуг Санкт-Петербурга?»

На вопрос о том, в чем заключается разница между федеральным порталом государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) и региональным порталом Санкт-Петербурга, смогли ответить лишь 15% опрошенных. Среди респондентов, участвовавших в очном опросе в местах предоставления государственных и муниципальных услуг, до 67% заявили о том, что они понятия не имеют о какой-либо разнице между порталами. Респонденты, ответившие положительно на этот вопрос, разъясняли эту разницу следующим образом: «разница в подчиненности порталов», «есть услуги, например, оформление загранпаспорта, которые нельзя получить на портале Санкт-Петербурга», «разница в услугах федерального и не федерального уровня», «на портале Петербурга услуги можно получить только в личном кабинете». Однако стоит отметить, что далеко не все респонденты, ответившие положительно на этот вопрос, смогли так же подробно разъяснить эту разницу.

Распределение ответов на вопрос «Знаете ли вы, в чем разница между Единым (федеральным) порталом госуслуг и муниципальных услуг РФ и порталом государственных и муниципальных услуг Санкт-Петербурга?»

Среди опрошенных и осведомленных о существовании регионального портала 46% хотя бы раз им воспользовались. Большинство из них обращались за услугами портала 2-3 раза. Среди участников онлайн-опроса почти 16% пользовались услугами портала пять раз и более.

Распределение ответов на вопрос «Сколько раз вы пользовались порталом государственных и муниципальных услуг Санкт-Петербурга?»

Большинство респондентов пользовались порталом для поиска информации по интересующей услуге либо для подачи электронной заявки на получение какой-либо услуги. При этом с целью отправки сообщений в книгу отзывов или для связи с технической поддержкой на портал обращались лишь 3% опрошенных.

Распределение ответов на вопрос «С какой целью вы использовали портал государственных услуг Санкт-Петербурга?»

Среди жителей Санкт-Петербурга, которые уже пользовались региональным порталом, более 70% удовлетворены его работой: 25% респондентов ответили, что «полностью удовлетворены» и более 45% ответили, что «скорее удовлетворены» работой портала.

Распределение ответов на вопрос «Удовлетворены ли вы работой портала государственных и муниципальных услуг Санкт-Петербурга?»

Однако, несмотря на общую удовлетворенность работой регионального портала, среди всех опрошенных, осведомленных о его функционировании, только 14% порекомендовали бы его своим знакомым, друзьям или родственникам. Данный вопрос был задан в открытой форме, требовал раскрытого ответа и обоснования, почему именно респондент готов порекомендовать портал. В ходе проведения опроса не все респонденты смогли ответить на данный вопрос.

Напомним, что, согласно указу президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», к 2018 году государственными электронными услугами должны пользоваться 70% граждан.

Опрос показал, что для улучшения работы регионального портала необходимо:

  • увеличить количество услуг, оказываемых полностью в электронном виде;
  • создать более дружественный интерфейс;
  • ускорить работу технической поддержки портала;
  • обеспечить работоспособность портала в любых браузерах;
  • усовершенствовать механизм поиска информации на портале;
  • обеспечить удобство работы с порталом для людей пожилого возраста.

В ходе исследования было опрошено более 400 человек: 211 из них ответили на вопросы в ходе очного анкетирования в местах предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ, районные управления Пенсионного фонда), 230 опрошено онлайн. Уровень надежности результатов составляет 95,4%, ошибка выборки не более 5%.

Опрос проведен в период с 5 по 12 ноября 2014 года. Около 60% респондентов составили женщины и 40% – мужчины. Значительную часть респондентов (43%) составили молодые горожане в возрасте 18-30 лет. Примечательно, что среди опрошенных в местах предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ и Управления Пенсионного фонда) пенсионеры составили 23% и 14% – рабочие. Среди респондентов онлайн-опроса доля этих категорий в два раза меньше.

Исследование выполнено авторским коллективом:

  • Л. А. Видясова, кандидат социологических наук, начальник отдела мониторинговых исследований Центра технологий электронного правительства Университет ИТМО (руководитель проекта)
  • А. В. Чугунов, кандидат политических наук, директор Центра технологий электронного правительства Университета ИТМО, генеральный директор НП ПРИОР Северо-Запад
  • А. Л. Рачева, инженер отдела мониторинговых исследований Центра технологий электронного правительства Университет ИТМО
  • Б. А. Низомутдинов, инженер, магистрант кафедры УГИС Университета ИТМО

Презентацию исследования смотрите здесь >>>

См. также интервью декана ИТМО профессора Владимира Парфёнова >>>