ФАС признала «Яндекс» нарушившим закон о рекламе

Комиссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России признала ООО «Яндекс», ООО «Юридическая фирма «Лорд», ЗАО «Альянс системного консалтинга» и ООО «Правовой совет» нарушившими Закон о рекламе (части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7), сообщает ФАС.

Антимонопольная служба установила, что 6 октября 2017 года при наборе в строке поиска «Яндекс» словосочетания «взыскание долгов физлиц» под строкой поиска отображались объявления с пометкой «реклама»:

  • «Взыскание долга с физлица — Взыскание долгов!»
  • «Взыскание долгов с юр. физ. лиц — Только по закону!»
  • «Возврат долгов с физических лиц»
  • «Возврат долгов с физических лиц — Ответим на ваш вопрос»

Все объявления представляли собой гиперссылки для перехода на сайты юридических компаний–ответчиков. В рекламе было указано, что все эти компании оказывают услуги по взысканию долгов с граждан.

Однако деятельность по возврату просроченной задолженности с граждан имеют право осуществлять только юридические лица, внесенные в государственный реестр. Все остальные могут взаимодействовать с должником в целях возврата просроченной задолженности только используя почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.

Согласно Государственному реестру юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, размещенному на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов, ООО «Юридическая фирма «Лорд», ЗАО «Альянс системного консалтинга», ООО «Правовой совет» в этом реестре отсутствуют.

При этом в рекламе использовались формулировки «взыскание долгов с физлица», «возврат долгов с физических лиц», а также «Лично встретимся с должником», которые давали основание полагать, что рекламодатели оказывают услуги по возврату долгов с физических лиц без каких-либо ограничений по взаимодействию с должником, в то время как они имеют право взаимодействовать с должником, используя лишь почтовые отправления.

На основании изложенного Комиссия ФАС России признала рекламу ненадлежащей. По факту нарушения рекламодателям и рекламораспространителю ООО «Яндекс» выданы предписания о прекращении нарушения.

Материалы дела переданы для возбуждения дел об административных нарушениях для назначения штрафов. Размер штрафа за подобного рода правонарушения составляет от 100 до 500 тысяч рублей, говорится в сообщении.

По опубликованным в среду данным РБК, ФАС считает, что в её юрисдикцию на предмет соблюдения антимонопольного законодательства РФ входят сайты в зонах .ru, .рф и .su. Предъявить претензии к рекламе на, например, youtube.com ФАС не может.

Справка

Согласно пункту 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно требованиям ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» осуществлять взаимодействие с должником, используя непосредственное взаимодействие и телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи, имеют право только кредитор, кредитная организация или лицо, осуществляющее деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенное в государственный реестр, иные же лица могут взаимодействовать с должником в целях возврата просроченной задолженности только используя почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.