ФАС против роботов
Дискуссионная сессия «Цифровая экономика и картели» прошла 17 мая 2018 года в ходе Петербургского международного юридического форума. Участники обсудили новые виды антиконкурентных соглашений, заключаемых без присутствия людей, сообщается на сайте федеральной антимонопольной службы (ФАС).
«Автономная деятельность роботов по координации цен и «самообучение» машин, цель которых – максимизация прибыли, стало современной реальностью. Все это требует модернизации контроля со стороны антимонопольного органа», — считают в ведомстве.
Модератор сессии — статс-секретарь — заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский в начале дискуссии рассказал, что «попав в условия цифровой экономики, картели проявили себя крайне агрессивно развивающимися образованиями, и через некоторое время мы столкнулись с полным засильем картелей на торгах».
«Конкуренция начинает определяться не продуктами, а платформами, ключевым стратегическим активом становятся данные, а границы отрасли размываются. В этих реалиях мы столкнулись с необходимостью ухода от классических доказательств при принятии решений. Компаниям также совсем по-другому нужно будет строить свою защиту, а судам иначе рассматривать представленные доказательства», — отметил замглавы ФАС России.
Он также подчеркнул наличие сложностей в определении участника «цифрового правонарушения».
«Кому служба должна предъявить обвинения при нарушении законодательства цифровым инструментом? Автору платформы, её владельцу, участнику P2P сделки?», — задал вопрос модератор сессии.
Ещё одной проблемой антимонопольного регулирования в цифровую эпоху Андрей Цариковский назвал не поспевающее за технологическими и общественными изменениями нормотворчество.
«Сейчас, когда продолжаются цифровые изменения в экономике, а работа антимонопольных органов выходит на новый уровень, мы должны изменить тактику нашей борьбы с картелями, иначе мы безнадежно отстанем»,- подытожил своё вступление замруководителя антимонопольной службы.
Об опыте ведомства по борьбе с негативными практиками в цифровой экономике рассказал начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев.
Он рассказал о нарушениях с использованием «ценовых алгоритмов», среди которых установление цен и контроль за ними, сбор и анализ информации о стоимости, контроль за ценообразованием конкурентов и склонение к соблюдению рекомендованных цен.
Также он рассказал о «цифровых» сговорах на торгах, реализуемых при помощи роботов.
«Само по себе использование аукционных роботов не является нарушением, однако некоторые с их помощью организуют картельные сговоры. ФАС выявила признаки нарушения антимонопольного законодательства более чем на 2000 электронных аукционах, прошедших с использованием ботов, — отметил начальник управления по борьбе с картелями. — Аукционные роботы оставляют даже больше следов, чем человек. По нашим наблюдениям, сегодня такие программы используются для реализации различных картельных схем на торгах».
По его словам, уже начала складываться судебная практика, по которой для признания картеля необязательно наличие прямых , а достаточно необходимой совокупности косвенных доказательств, свидетельствующих о тайном антиконкурентном соглашении на торгах.
В качестве мер, необходимых для решения проблем цифровых нарушений Андрей Тенишев предложил привести в соответствие с современными реалиями понятие антиконкурентного соглашения, установить антимонопольная требования к компьютерным программам и ценовым алгоритмам, ввести принцип экстратерриториальности административных правонарушений и ужесточить ответственность за сговоры, реализуемые с использованием ценовых алгоритмов.
В дискуссии также приняли участие эксперты, юристы и представители конкурентных ведомств мира: профессор Университетского колледжа Лондона Янис Лианос, ведущий советник по правовым вопросам секретариата ООН Пьер Орна, партнёр Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Наталья Коростелева, сотрудник государственной администрации по регулированию рынка КНР Синь Ван, доцент кафедры коммерческого права СПбГУ Дмитрий Петров. Все они единогласно выступили за необходимость модернизации регулирования контроля в наступившую цифровую эпоху.