Депутаты предложили обязать поисковики удалять персональные данные, а также хранить их на территории России
Российских депутатов вдохновил пример Европейского суда, обязавшего Google удалять информацию о личных данных по требованию пользователей: теперь они хотят того же от интернет-поисковиков и социальных сетей, работающих в России. Кроме того, их обяжут хранить и обрабатывать персональные данные на территории страны. Нарушителей планируется вносить в новый реестр, который будет создан по аналогии с черными списками запрещенных сайтов, и блокировать до устранения нарушений, сообщила газета «Комменсантъ».
Соответствующие поправки к законам «О персональных данных» и «Об информациии» вчера внесли депутаты Вадим Деньгин и Андрей Луговой от ЛДПР и Александр Ющенко от КПРФ. Проект предлагает обязать операторов персональных данных хранить их только на территории России. Следить за этим будет Роскомнадзор. Кроме того, чтобы ограничить онлайн-доступ к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства о персональных данных, будет создан соответствующий реестр нарушителей — по аналогии с уже действующими черными списками. В него на основании вступившего в силу судебного акта будут включаться, в том числе, доменные имена, url-указатели страниц и IP-адреса сайтов-нарушителей. По действующим законам, уже блокируются сайты с детской порнографий, пропагандой наркотиков и самоубийств, информацией о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных деяний, призывами к экстремизму или пиратским контентом.
Пока из проекта следует, что поправки могут затронуть владельцев всех сайтов, сообщили изданию в «Яндексе». «Если депутаты настаивают на том, что речь идет и о поиске в Интернете, по нашему мнению, это недопустимо. Поисковые системы не должны нести ответственности за нарушения на сторонних ресурсах, поскольку не могут их отслеживать, контролировать, а также оценивать правомерность и достоверность информации на внешних сайтах»,— заявили в пресс-службе интернет-компании. Законопроект «сырой», к работе над ним надо привлекать авторов закона «О персональных данных», считает директор по внешним коммуникациям Rambler&Co Матвей Алексеев.