Consumer Watchdog: в США необходимы жёсткие законодательные ограничения на использование пользовательских данных без явно выраженного согласия самих пользователей
Представитель Consumer Watchdog, одной из организаций, подавших в Федеральную торговую комиссию США (Federal Trade Commission, FTC) жалобу на Google, в которой они обвиняют компанию в нарушении приватности пользователей, сообщил D-Russia.ru, что жалоба принята к рассмотрению в начале января.
В конце декабря минувшего года правозащитные организации Consumer Watchdog и Privacy Rights Clearing House) обвинили Google в изменении политики приватности – компания составляла профайлы всех, кто обращается к поисковой машине и другим сервисам компании. Пользователей сервисов Google об этом не предупреждал.
В жалобе отмечается, что Google поступил «в высшей степени коварно», изменив в июне 2016 года политику приватности, которая теперь позволяет объединять данные, собирающиеся различными онлайн-сервисами (например, поисковиком, Google Maps, Analytics, YouTube, рекламным сервисом DoubleClick и др.). Это позволяет Google аккумулировать комплексную, весьма полную информацию об интернет-пользователях. При этом компания ничего, кроме извещения об изменении политики приватности), не сообщает пользователям о происходящем.
Комментируя перспективы обращения к FTC, директор проекта защиты частной жизни Consumer Watchdog Джон Симпсон (Privacy Project Director John M. Simpson) сообщил D-Russia.ru, что в настоящее время они ожидают решения FTC и одновременно планируют подать аналогичную жалобу в Европейские органы защиты данных.
Симпсон полагает, что в США необходимо принять строгие законодательные ограничения, определяющие, что данные пользователей не могут быть использованы без предварительного информирования и получения явно выраженного согласия самих пользователей. «У нас в США нет соответствующего закона, что позволяет компаниям столь долго использовать свои методы [сбора и обработки персональных данных]. FTC может, однако, вмешаться в ситуацию, если компания делает нечто противоречащее её публичным заявлением о принятой политике конфиденциальности, но правила, регулирующие, что компании могут делать в этой сфере, отсутствуют», — пояснил Джон Симпсон. По его словам, США нуждается также «в таких же законах о «праве на забвение», какие приняты в Европе».
В 2007 году Google за 3,1 миллиарда долларов приобрёл компанию DoubleClick, специализирующуюся на технологиях онлайн-рекламы. Условием одобрения сделки со стороны FTC было обязательство Google не объединять персональные данные пользователей сервисов Google с данными о тех же людях, которые доступны благодаря технологиям DoubleClick, напоминает Consumer Watchdog. Спустя десять без малого лет, 28 июня 2016 года, Google как ни в чём не бывало изменила политику конфиденциальности именно для того, чтобы нарушить обязательство, т.е. объединить персональные данные потребителей онлайн-сервисов Google с информацией, которую собирает о людях рекламная система – без ясного уведомления и согласия пользователей. Это событие Consumer Watchdog считает «кульминацией почти десятилетнего обмана».
Вступившие в силу новые правила Google в своё время широко обсуждались в Сети профессиональным IT-сообществом, и Google отбивался от обвинений в обмане пользователей, поясняя, что изменения введены лишь после тестирования на различных группах потребителей онлайн-сервисов по всему миру и обусловлены обновлениями в рекламной системе, а также тем, что люди теперь пользуются сервисами Google с разных устройств. Вследствие чего, дескать, необходимо использовать все возможности сбора персональных данных.
Правозащитники же настаивают, что Google недостаточно ясно объяснил людям суть изменений в своей политике – и они согласились с новыми правилами, не до конца понимая, под чем подписываются.
Для новых пользователей Google ввела новые правила, которые исключают сомнения в намерении компании собирать все, какие только возможно данные о своих пользователях. В профайл попадают, например, данные о передвижениях человека, который обратился к Google Maps. Источниками сведений о пользователе выступают «приложения и сайты, которые используют сервисы Google, такие, как реклама, Analytics и YouTube». Среди того, с чем пользователь должен согласиться, есть также фраза «Мы объединим данные о наших сервисах и всех ваших устройствах».
«Google на самом деле систематически нарушает право на неприкосновенность частной жизни, — заявил представитель Consumer Watchdog. Жалоба правозащитников в FTC может доставить Google неприятности, отмечала The Washington Post.
Ещё в 2011 году итогом многочисленных претензий к компании в области конфиденциальности персональных данных стало решение FTC, предполагающее 20 лет аудита Google в этой сфере. Google тогда пообещал не вводить пользователей в заблуждение, объявляя новую политику обработки персональных данных и поясняя ее принципы.
Если июньское изменение правил использования сервисов FTC признает не соответствующими пользовательским соглашениям, Google могут оштрафовать на величину доходов от рекламы, полученных с момента введения новой политики. По оценке Consumer Watchdog, сумма потенциального штрафа достигает «миллиардов долларов». Предыдущий подобный штраф, выплаченный Google в 2012 году, составил 22,5 миллиона долларов.