«Большие данные» способны сэкономить миллиарды в расходах здравоохранения

Использование так называемых «больших данных» в здравоохранении могло бы привести к экономии  до 450 млрд. долларов США ежегодно, отмечается в статье международной консалтинговой компании McKinsey & Co., специализирующейся на решении задач, связанных со стратегическим управлением. К «большим данным» относятся данных из многочисленных источников, которые могут использоваться научными работниками для оптимизации возможностей диагностики и лечения.
Анализ больших объемов данных, почерпнутых одновременно из различных источников, позволит исследователям быстрее выявить тенденции и сделать необходимые выводы и заключения о здоровье пациентов, что в конечном итоге даст  экономию в размере  от 300 до 450 млрд. долларов США в год, говорится в статье.
В материале приводятся некоторые примеры проектов использования больших данных, которые оказались успешными, например, опыт медицинского консорциума США Kaiser Permanente,  которому принадлежит медицинская электронная система, объединяющая 533 медицинских учреждения и 37 больниц и хранящая информацию о 9 млн. человек. Внедрение системы  электронных медицинских карт обеспечивает  обмен данными между всеми офисами компании, что привело к уменьшению лабораторных анализов и посещений офиса, а также  экономии 1 млрд. долларов США  ежегодно

Авторы доклада предупреждают, что создание системы «больших данных» в здравоохранении сопряжено с рядом определенных трудностей, в первую очередь вопросов конфиденциальности, которые должны быть предварительно тщательно рассмотрены и учтены заранее. В этом смысле здравоохранению есть у кого поучиться.  В других отраслях промышленности, например,  розничной торговли и банковском секторе, уже есть положительный опыт использования «больших данных».

О больших данных

Каждый день, по оценке экспертов, в различных информационных системах создается 2,5 квинтиллиона (миллиарда миллиардов) байтов данных. Если записать это числом, то получится 2 500 000 000 000 000 000 (10 в 8 степени). Еще несколько лет назад такой объем данных накапливался годами.

Эти данные создаются всеми устройствами и системами, в которых непрерывно фиксируется и сохраняется какая-либо информация – датчики климата, социальные сети и блоги, цифровые фотографии и видео, кассовые аппараты в магазинах, мобильные телефоны, устройства GPS и многими другими источниками.

Для обозначения таких объемов структурированной и не структурированной информации в 2008 году был предложен термин «Большие данные» (Big Data). В настоящее время «большими данными» называют совокупность огромных объемов данных, получаемых из различных источников, и набора  подходов, инструментов и методов их обработки для получения человеко-читаемых результатов, в том числе результатов анализа данных и их визуализации.

В качестве определяющих характеристик для больших данных отмечают «три V»: объём (англ. volume, в смысле величины физического объёма), скорость (англ. velocity в смыслах как скорости прироста, так и необходимости высокоскоростной обработки и получения результатов), многообразие (англ. variety, в смысле возможности одновременной обработки различных типов структурированных и неструктурированных данных). Иногда добавляется четвертая  характеристика  — достоверность (англ. veracity), что подразумевает обеспечение доверия пользователя к данным и к выводам, получаемым в результате их анализа.

Большинство компаний используют технологии «больших данных» для анализа  сенсорных, геолокализационных, поведенческих данных и данных социальных сетей с целью лучшего понимания  клиентов и рынка, чтобы  проводить более эффективный менеджмент рисков или находить лучшие решения для оптимизации своей деятельности.

По данным «Исследования «больших данных», проведенного  Исследовательским центром по бизнес-приложениям BARC в сотрудничестве с несколькими ИТ-предприятиями,  каждое третье предприятие  Европы планирует использование инструментов «больших данных»

По данным доклада «Большие данные: большой потенциал, высокий приоритет» (Big Data: Big Potential, Big Priority), опубликованного компанией «Cisco»,  60% опрошенных компаний считают, что благодаря «большим данным» можно повысить конкурентоспособность их компаний на мировом рынке.