Более 60% информсистем федеральных органов власти не имеют статуса ФГИС – Счётная палата

Счётная палата проанализировала 1142 информационные системы, находящиеся в ведении 67 федеральных органов государственной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами; из них 630 можно отнести к федеральным государственным информсистемам, однако более половины – 62% — такого статуса не имеют, следует из бюллетеня СП, посвящённого ГИС.

Происходит это потому, что в действующем законодательстве не прописаны конкретные нормы, обязывающие относить ту или иную систему к категории государственных. В документе рассматриваются эта и другие проблемы; отмечены недостатки, препятствующие использованию госданных в принятии управленческих решений и оптимизации затрат на функционирование таких систем; даны рекомендации по повышению качества цифровизации государственного управления.

Кроме того, 118-страничный бюллетень содержит подробные выводы аудиторов, результаты тематических проверок СП в сфере цифровизации различных отраслей, мнения Минцифры, Росреестра, ФНС, регионов, международный опыт. Исследуемый период 2017-2021 годы (при необходимости более ранний период). Приводим лишь ряд тезисов документа.

Как писал D-Russia.ru, в конце 2020 года правительство объявило о начале инвентаризации ГИС. Ожидалось, что инвентаризация поможет оценить и оптимизировать расходы на IT-инфраструктуру, обеспечить её соответствие требованиям к защите информации, наладить регистрацию и учёт.

Как говорится в бюллетене СП, выводы правительства по итогам инвентаризации IT-ресурсов и поручения, данные по ее результатам, затрагивают только вопросы устранения нарушений, выявленных в отношении каждой отдельной ИС, но не содержат оценок в части накопленной «лоскутности» и каких-либо предложений по ее устранению.

От первого лица

Директор департамента аудита цифрового развития и государственной поддержки предпринимательства Счётной палаты Юрий Урсу рассказал D-Russia.ru о результатах анализа ГИС федеральных ведомств, о том, какие проблемы цифровизации государственного управления сегодня существуют и что предстоит с ними делать.

Наиболее значимые выводы

  1. Законодательством РФ не установлены критерии обязательного отнесения информационных систем к государственным информационным, а также не установлена необходимость реализации полномочий государственных органов исключительно с использованием ГИС.
  2. Требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации ГИС и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации (требования к жизненному циклу ГИС) не распространяются на все ГИС.
  3. Отсутствует единый информационный ресурс, содержащий сведения об услугах, функциях и полномочиях федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, что приводит к невозможности достоверной оценки реализации таких услуг, функций и полномочий с использованием ГИС.
  4. Существующая технологическая и архитектурная разобщенность ГИС не позволяет оптимизировать ежегодные затраты на их эксплуатацию, а также затрудняет синхронизацию планов по развитию ГИС и их взаимной интеграции.
  5. Обособленность и раздробленность данных, содержащихся в ГИС, несвязность их составов и структур не позволяют обеспечить их непосредственное вовлечение в принятие управленческих решений, в том числе на уровне правительства РФ.
Статистика

Потенциально на процессы государственного управления IT, цифровизацию государственного управления и состояние ГИС, как инструментов такой цифровизации, на любом из этапов их жизненного цикла влияют более 1800 подлежащих соблюдению действующих требований, установленных правовыми актами различного уровня. При этом требования эти разрознены, отсутствует документ верхнего уровня, определяющий комплексный подход к цифровизации государственного управления, конечный (исчерпывающий) список измеряемых метрик и показателей, четко определенных последовательных шагов (действий), позволяющих на самом высоком управленческом уровне дать объективную оценку перспектив цифровизации государственного управления.

По оценкам аудиторов на декабрь 2021 года, совокупная стоимость владения 630 проанализированных ГИС превышает 296 миллиардов рублей. Строгий учет и возможное сокращение количества информационных систем позволит экономить бюджетные средства на эксплуатацию и развитие ГИС.

Счетная палата изучила составы и структуры данных ГИС 85 федеральных госорганов – объем проанализированных документов составляет 25 770 файлов. При этом более 10% файлов, относящихся к информационным системам, представлены не в машиночитаемом виде, а в виде графических образов.

В 20% от общего числа ГИС недостаточное описание наборов (атрибутов) данных приводит к невозможности определить, какие именно сведения хранятся.

В 46% ГИС обнаружены повторяющиеся сведения о гражданах, в том числе: ФИО, контактные номера телефонов и адреса проживания и (или) работы.

Вместе с тем, 5% ГИС хранят не только привычные наборы персональных данных (ФИО), но и зачастую содержат полноценное досье на граждан – полные паспортные данные, ИНН, СНИЛС, адреса проживания, номера телефонов, места работы (службы), а в некоторых случаях и медицинские сведения. Таким образом, нарушается принцип однократности ввода данных, создается риск появления и накопления ошибок (несоответствий) в данных, а при их изменении значительно усложняется их обновление (синхронизация) во всей совокупности ИС, которые оперируют такими данными.

На текущий момент времени объем накопленных данных в ряде ГИС исчисляется петабайтами (тысячами терабайт), а суммарный объем хранилищ данных ГИС составляет 510 976 Тбайт. Однако узконаправленное (ведомственное или отраслевое) мышление по отношению к данным и их реальной ценности выступает сдерживающим фактором цифровизации государственного управления. Текущая практика «ведомственных колодцев», в рамках которых работа государственных органов и формируемые ими данные, как результаты их деятельности, являются ведомственно-центричными и сконцентрированными вокруг отдельных госорганов и (или) отраслей социально-экономической деятельности, уже сейчас не позволяет говорить о потенциале взаимного обмена сведениями.

В среднем на один государственный орган приходится около девяти ФГИС и восьми иных ИС, автоматизирующих его деятельность. Наибольшее количество ФГИС выявлено у Росстата, Роспатента, Минцифры, Росреестра, Минздрава, Минэкономразвития - 37, 35, 35, 34, 33, 30 систем соответственно.

До начала бума цифровизации, по данным аналитиков, расходы на федеральные ГИС составляли более 25% суммарного объема IT-бюджетов федеральных органов власти. Причем это были только прямые расходы на программное обеспечение ГИС, без учета средств, идущих на создание и функционирование центров обработки данных (более 14% суммарного бюджета на IT), а также на передачу данных по каналам телекоммуникаций (более 25% всех IT-бюджетов), – а эти две статьи расходов также тесно связаны с ГИС, и фактически их тоже нужно засчитывать как относящиеся к ГИС.

Наиболее значимые предложения (рекомендации)

  • До 20 декабря 2023 года обеспечить внесение изменений в федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», предусматривающих установление критериев обязательного отнесения информационных систем к государственным информационным системам.
  • До 30 июня 2024 года обеспечить проведение инвентаризации ГИС на предмет применяемого в них программного и аппаратного обеспечения и с учетом результатов такой инвентаризации обеспечить оптимизацию количества ИС, имея в виду поэтапный вывод из эксплуатации систем (замены платформенными решениями, в том числе перевода на платформу «ГосТех»).

См. также: В функции ФКУ «Гостех» добавлена экспертиза документации к ГИС на соответствие «единой технологической политике» >>> 

  • До 20 декабря 2023 года обеспечить единообразное описание составов и структур всех государственных данных (данных ГИС).
  • До 30 июня 2024 года обеспечить реализацию комплекса мер, направленных на вовлечение всех государственных данных в принятие управленческих решений.

См. также: Начался эксперимент по повышению уровня защищённости ГИС ФОИВ >>> 

Напомним, что два года назад, представляя аналогичное исследование, глава Счётной палаты Алексей Кудрин говорил примерно о том же, что качество работы 876 ГИС очень разное: «Данные не актуализируются, данные несопоставимы с другими данными в этой сфере, отраслях».

Про «ГосТех»

По мнению Счётной палаты, решения правительства, сопутствующие проекту по внедрению платформы «ГосТех», не имеют своей задачей непосредственно оптимизацию состава существующих разрозненных ГИС в определенные сроки, ограничиваясь разработкой и утверждением руководителями цифровой трансформации в ФОИВ планов-графиков перевода существующих ГИС на платформу «ГосТех», оставляя полномочия по принятию решений о целесообразности / нецелесообразности перевода существующих ГИС на платформу «ГосТех» на уровне каждого отдельно взятого ведомства.

См. также: Представлен проект методических рекомендаций по выбору региональных сервисов для включения в платформу «ГосТех» >>> 

Вместе с тем механизмы, предусматривающие единый подход к принятию решений о целесообразности перевода каждой из существующих федеральных ГИС на платформу «ГосТех», а также решений о слиянии отдельных федеральных ГИС в единые платформенные решения, создаваемые на платформе «ГосТех», к настоящему времени не сформированы, что в итоге не позволит устранить проблемы, связанные с накопленной «лоскутностью» (продолжением развития существующих ГИС в виде «ведомственных колодцев»).

Кроме того, в настоящее время ПАО «Сбербанк» во исполнение государственного контракта с Минцифры передало право использования программного обеспечения, составляющего технологическую основу платформы «ГосТех», на условиях простой (неисключительной) лицензии со сроком действия на срок действия исключительного права ПАО «Сбербанк» на указанное ПО без права его модификации (доработки) и без передачи исходных кодов.

Указанное влечет риск утраты неисключительных прав Минцифры на программное обеспечение, составляющее технологическую основу платформы «ГосТех», в случае утраты (по любым причинам) на него исключительного права ПАО «Сбербанк», а также ставит технологическую основу платформы «ГосТех» в зависимость от конкретного хозяйствующего субъекта – обладателя исключительных прав на программное обеспечение.