Банкам приходится отказывать клиентам в обслуживании из-за проблем с сайтом ФМС

Центробанк выпустил разъяснение о порядке проверки паспортов клиентов, которым можно отказать в обслуживании, если идентификация через базу ФМС не подтверждает действующий статус паспорта. В соответствии с указанием ЦБ банки должны в обязательном порядке проверять паспорта граждан при приеме их на обслуживания с марта 2014 года. Соответствующее разъяснение банки получили от директора департамента финансового мониторинга и валютного контроля Центробанка Юрия Полупанова, сообщили «Известия».

«Для проверки паспортов граждан банки должны использовать информационный сервис на сайте ФМС», — говорится в указании. Для того чтобы установить, действителен ли документ, необходимо ввести серию и номер паспорта. За неисполнение требований регулятора предусмотрены штрафы: сотрудники банка могут быть оштрафованы на 10–30 тыс. рублей, а сам банк — на 50–100 тыс. рублей. Суммы санкций могут быть весьма значительными, учитывая возможную массовость штрафов.

Начав исполнять указания ЦБ, банки столкнулись с рядом проблем — неполнотой базы ФМС и нестабильностью работы информационного ресурса службы. Поэтому АРБ попросила регулятора разъяснить, как банкам работать в сложившейся ситуации. Официальная позиция регулятора и была изложена в письме Полупанова.

ЦБ также разрешил банкам наладить получение информации о паспортах не через сайт ФМС, а через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которая создана в рамках закона о госуслугах. К ней подключено 90% банков и ФМС. Такой способ будет более технологичным, исключит ручной ввод информации на сайте ФМС и перегруз интернет-ресурса службы, считает регулятор.

Банкиры поддерживают позицию ЦБ. Проще отказать клиенту в приеме на обслуживание и проведении операций, если нет полной уверенности в том, что паспорт такого гражданина действителен. Однако они указывают, что вопрос нуждается в дальнейшей проработке — чтобы из-за технических проблем с информацией на сайте ФМС и перегруза сайта службы не пришлось отказывать слишком большому числу клиентов.

Эксперты указывают, что в текущей ситуации единственный пока выход — наладить обмен данными с ФМС через СМЭВ. Они обращают внимание на то, что главные пострадавшие в этой ситуации — даже не кредитные организации, а клиенты, ведь из-за проблем с сайтом ФМС им придется самостоятельно получать документы, подтверждающие действительность собственных паспортов.

По мнению руководителя аналитического департамента ИК «Golden Hills-КапиталЪ АМ» Натальи Самойловой, госслужбы должны были подготовиться к моменту вступления указания ЦБ в силу, и текущая ситуация — недоработка ФМС.

Защитники прав потребителей выступают против подхода, предложенного ЦБ. По словам председателя Союза прав потребителей Петра Шелища, сейчас при приеме на обслуживание в банк редко предоставляются поддельные паспорта, этот вопрос уже давно в прошлом. Как отмечает Шелищ, несправедливо отказывать клиенту в обслуживании из-за не зависящих от него проблем: из-за неполноты информации на сайте ФМС и перегрузки сайта.

«Сложившаяся ситуация — безобразие, — считает председатель Международной конфедерации общества потребителей Дмитрий Янин. — В свете высказанной позиции ЦБ граждане могут лишиться такой востребованной услуги, как денежные переводы (на сумму свыше 15 тыс. рублей). Для приема на обслуживание при отсутствии данных у ФМС клиентам придется выстаивать огромные очереди в теруправлениях службы. При этом защитить население в текущих условиях практически невозможно: чтобы отстоять свои права, гражданам придется судиться с ФМС, при этом, исходя из практики, такие дела априори проигрышные для клиентов. Госуслуги должны быть качественными, этого пока нет».