Amnesty International: бизнес-модель Facebook и Google нарушает права человека
Непрерывный сбор персональных данных со стороны Facebook и Google означает слежку за миллиардами людей по всему миру, что угрожает правам человека и свободе слова; технологическим гигантам следует изменить бизнес-модель, прекратив строить её на данных пользователей, говорится в новом отчёте международной правозащитной организации Amnesty International.
Интернет стал неотъемлемой частью повседневной жизни для людей во всем мире. «Большая пятерка» транснациональных IT-компаний – Apple, Amazon, Google, Microsoft и Facebook – доминирует в Сети, управляя практически всеми онлайн-сервисами. Facebook и Google особенно могущественны в том, что касается свободы слова и самовыражения, а также свободы от дискриминации – двух фундаментальных прав человека, находящихся, по мнению Amnesty International, под угрозой.
В отчёте говорится, что людей заставляют заключать «сделку Фауста», т.е. договариваться с дьяволом: пользоваться своими правами онлайн только подчинившись системе, которая основана на нарушениях прав человека.
Google и Facebook постепенно разрушают тайну частной жизни, пользуясь господствующим положением на рынке, они установили контроль над мировым публичным пространством, считает Amnesty International.
Отмечается, что Google сегодня контролирует 90% поисковой выдачи в мире, а треть населения земного шара каждый день пользуется сервисами Facebook. «У миллиардов людей нет реального выбора – им приходится получать доступ в публичное пространство на условиях, которые диктуют Facebook и Google, — говорит генеральный секретарь Amnesty International Куми Найду (Kumi Naidoo). – Это не тот Интернет, на который люди «подписывались».
Компании сначала сделали пользователей зависимыми от своих услуг, а теперь мониторят каждое сообщение и поисковый запрос. «Мы попались в ловушку. Нам остается или смириться с этим всеобъемлющим механизмом слежки, когда наши данные с легкостью превращаются в средство манипуляции нами, или отказаться от преимуществ цифрового мира», — уверен Найду.
Согласно отчёту, проблема отчасти состоит в том, что IT-компании стали слишком крупными, они буквально захватили мир. Взаимодействия с ними невозможно избежать, а последствия принимаемых ими решений – контролировать высказывания пользователей, собирать данные о здоровье людей, разрешать политикам врать в рекламных объявлениях – ощущаются в любой точке планеты.
Amnesty International не предлагает «дробить» компании-гиганты, лучшим решением, по мнению правозащитников, будет смена их бизнес-модели. Сейчас интернет-компании получают основной доход от адресной («таргетированной») рекламы. Этот подход следует изменить, сказано в отчёте, однако без конструктивных альтернатив нынешнему порядку вещей.
Параллельно нужно усилить регулирование в области ПД, сказано в отчёте. Amnesty International призывает правительства принимать новые законы, обеспечивающие конфиденциальность данных.