Новости регионов: электронное правительство Тюменской области
К 2018 году не менее 70 процентов россиян должны получать государственные и муниципальные услуги в электронном виде. Пока же на сайте gosuslugi.ru зарегистрировались 64 тысячи тюменцев.Вчера, 14 февраля, Тюменская областная Дума заслушала отчёт регионального правительства о реализации закона об организации предоставления государственных услуг.
Судя по отчёту, перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид набирает обороты. Как пояснил Александр Албычев, директор областного департамента информатизации, в личном кабинете на портале gosuslugi.ru зарегистрировано уже 64 тысячи тюменцев, они имеют возможность подать в электронном виде заявление на получение государственных и муниципальных услуг. К слову, в электронный вид переведено уже 90 региональных услуг.
— Кроме того, запущена система межведомственного взаимодействия, — докладывает чиновник. — К ней подключены 21 региональный орган исполнительной власти, 319 органов местного самоуправления, а также 7 ресурсоснабжающих организаций. Свыше 3 тысяч государственных и муниципальных служащих обеспечены электронной цифровой подписью. На их компьютеры установлено централизованное программное обеспечение, с помощью которого они могут получать с портала поступившие заявления, направлять запросы и отвечать на запросы различных органов. Сделано уже почти 50 тысяч запросов. Это значит, что 50 тысяч раз тюменцы не стояли в очередях за различными справками, за них эти сведения были запрошены через систему межведомственного взаимодействия.
Отдельно Александр Албычев остановился на взаимодействии с ресурсоснабжающими организациями. Их подключение к системе позволяет заметно ускорить получение разрешений на строительство. «Для оформления акта выбора земельного участка необходимо согласование ресурсоснабжающих организаций, — уточняет докладчик. — Мы автоматизировали данный процесс в областном центре. В организации сделано уже свыше 2 тысяч электронных запросов, на которые они отвечают в установленные регламентные сроки, и мы получаем согласование акта выбора земельного участка. Теперь мы намерены распространить наш опыт на территории всей Тюменской области, начиная работу с ресурсоснабжающими организациями в городах и районах. Нам предстоит подключить их к системе межведомственного взаимодействия и выдать электронные цифровые подписи».
gosuslugi.ru
Глеб Трубин, заместитель председателя комитета по экономической политике и природопользованию (фракция ЛДПР), обратил свой взор на Указ Президента РФ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», подписанный в мае 2012-го. Глава государства поставил конкретную задачу — к 2018 году «доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме», должна составить не менее 70%. «В Тюменской области таких пока всего 64 тысячи, — заметил депутат. — Сколько это в процентах? И пяти не наберётся».
— Количество постоянно растёт — на 3-4 тысячи человек каждый месяц, — заявил Александр Албычев. — Раньше прирост составлял 500-1000 в месяц. Чем больше на сайте gosuslugi.ru появляется услуг, тем увереннее становится рост. В начале прошлого года можно было воспользоваться всего 30 услугами, к концу года сделали 90, за текущий год хотим перевести в электронный вид ещё порядка 200 государственных и муниципальных услуг. При этом надо понимать, что очень много таких услуг, за которыми гражданин обращается только один раз в жизни. И у многих пока просто не возникло такой жизненной ситуации, чтобы воспользоваться личным кабинетом на портале. В этом зале, например, уже кто-то воспользовался электронными услугами?
Руку подняла одна Инна Лосева, председатель комитета по экономической политике и природопользованию (фракция «Единая Россия»). Остальные скромно промолчали.
Не копенгагены?
Депутат-единоросс Николай Барышников полагает, что многие тюменцы не пользуются электронными услугами, потому как не копенгагены в этом. Особенно на периферии. Докладчик заверил народных избранников, что повышению компьютерной грамотности населения они уделяют внимание с самого момента создания департамента. Ещё в 2010-м губернатор утвердил программу «Расширяя горизонты». За счёт бюджета обучение прошли уже 72 тысячи жителей Тюменской области. Причём год назад был введён специальный курс по государственным и муниципальным услугам.
— Наша программа серьёзно видоизменилась, — продолжает Александр Албычев. — Сегодня она имеет в себе интерактивные модули, которые позволяют гражданину обучиться электронной коммерции, тому, как сделать безопасным компьютер своего ребёнка, различным интересным сервисам, позволяющим пользоваться Интернетом во благо… По итогам 2012-го было принято решение продолжить программу, но в усечённом виде, потому что основное насыщение в течение двух лет произошло. За этот год планируем обучить порядка 8 тысяч человек. Обучение будет происходить уже не еженедельно, а раз в две-три недели по мере поступления заявок от граждан и комплектации групп.
Депутат Барышников высказывает предположение, что программа действует далеко не во всех поселениях. У многих и компьютеров-то нет. «Абсолютно во всех муниципалитетах на базе школ у нас созданы компьютерные классы, — пытается развеять сомнение Александр Албычев. — Также у нас существует мобильный класс, который при накоплении заявок выезжает в сельские поселения, преподаватель по две-три недели живёт там и организует обучение. Кроме того, в читальных залах библиотек создано 46 пунктов коллективного доступа к Интернету. Они действуют практически во всех населённых пунктах численностью свыше 3 тысяч жителей. Эти мероприятия, я думаю, позволяют охватить очень широкий круг граждан».
Земля на карте
Николай Барышников вновь попросил слово: «Губернатор Владимир Якушев на декабрьском заседании областной Думы говорил о необходимости инвентаризации земли. Когда мы сможем иметь полный реестр по городам и весям, чтобы нажатием кнопки на компьютере получить исчерпывающую информацию по любому клочку земли? Кому принадлежит, сколько стоит, кто за ним стоит и какие есть возможности, если мы захотим строить завод, фабрику или дом?»
— В настоящий момент создана совместная оперативная группа, — отвечает Александр Албычев. — В неё входят представители нескольких органов власти, естественно, возглавляет работу областной департамент имущественных отношений. Наша задача — техническая часть. Мы работаем над этим. С нашей стороны проблем не будет.
В самую точку
— Вот вы спросили, кто уже воспользовался государственными услугами в электронном виде, — напомнила докладчику Инна Лосева. — Я обращалась через портал за загранпаспортом… Теперь к делу. Встретилась с такой особенностью — нередко специалисты на местах ещё сами не знают, как получить сведения в электронном виде, и продолжают посылать посетителей за всевозможными справками.
— Вы попали в самую точку, — признаётся Александр Албычев. — Эта проблема действительно существует, и над ней мы активно работаем. Для государственных и муниципальных служащих специально разработана программа по повышению квалификации. Но здесь ещё и такой момент: сами граждане продолжают собирать в различных ведомствах справки и приносить их. И отказать принимать эти справки не совсем правильно. Что мы сделали? На каждом окошке, где принимают граждан, развесили соответствующие перечни тех документов, которые запрашиваются по системе межведомственного взаимодействия и которые не надо больше приносить. В этом году мы посвятим донесению до граждан этой информации, в том числе через средства массовой информации, большой раздел нашей работы. Что касается оформления загранпаспортов, то сегодня уже 56% жителей Тюменской области получают эту услугу через личный кабинет на портале. Это почти 2,5 тысячи тюменцев из 5 тысяч, получающих паспорта каждый месяц.
Наибольшей популярностью у тюменцев на сайте gosuslugi.ru пользуется оформление загранпаспорта.
Инна Лосева: «Нередко специалисты на местах ещё сами не знают, как получить сведения в электронном виде, и продолжают посылать посетителей за всевозможными справками».
Андрей Фатеев
Парламентская газета «Тюменские известия»