Закупки американских ведомств в сфере ИКТ на 20+ миллиардов в 2016 фингоду прошли без согласования с IT-директорами

187

Согласно закону о реформировании процесса закупок в сфере IT (Federal IT Acquisition Reform Act, FITARA), все IT-закупки должны проходить через IT-директоров (CIO) агентств: CIO должны отвечать за планирование, принятие и реализацию годового и полугодового бюджета ведомства на IT, эффективность его расходования, обладать всеми данными о соответствующих закупках и лично утверждать каждый тендер; однако на практике всё обстоит не так, по-прежнему имеется большое количество контрактов, «плохо составленных» или дублирующих друг друга, свидетельствует отчёт Счётной палаты США (Government Accountability Office, GAO) за 2016 финансовый год (установлен в США с 1 октября по 30 сентября).

Так, 14 из 22 проверенных Счётной палатой ведомств не полностью следуют руководству Административно-бюджетного управления (Office of Management and Budget, OMB, с которым CIO должны согласовывать бюджеты) по утверждению IT-директорами планов и стратегий госзакупок; лишь 11 из 96 случайно выбранных для проверки контрактов десяти агентств были ими просмотрены и одобрены, как того требует OMB. При этом общая стоимость остальных 85 контрактов приближается к 24 миллиардам долларов. В семи агентствах вообще не были разработаны процедуры определения, относится ли закупка к разряду IT.

Количество одобренных/не одобренных CIO контрактов по агентствам. Источник —
GAO.

GAO выделяет четыре основных причины, по которым IT-директора не принимали участие в ознакомлении с контрактами и их утверждении по установленной процедуре:

1. Отклоняющиеся от нормы процессы утверждения контрактов в агентстве, не соответствующие рекомендациям OMB.

2. Некорректное делегирование полномочий CIO.

3. Утверждение «не той» закупочной документации (промежуточной, но не окончательной).

4. Незадокументированное утверждение закупки.

Также GAO отмечает, что в отчетах 22 агентств об IT-закупках в 2016 финансовом году фигурируют 78 249 контрактов на общую сумму 14,7 миллиарда долларов. Однако Счетная палата нашла еще 31 493 контракта на 4,5 миллиарда. (Всего в 2016 финансовом году на IT из бюджета было выделено более 90 миллиардов долларов.)

Количество «потерянных» контрактов разнится от ведомства к ведомству. Госдепартамент, например, не учел порядка 1% своих IT-закупок, а восемь других агентств – более 40%.

Кроме того, среди заявленных агентствами закупок GAO выделила 1650 контрактов (на 626 миллионов), на самом деле к IT не относящихся.

Статистика по контрактам каждого из проверенных ведомств: голубой – заявленные агентствами закупки, не относящиеся к IT; синий – заявленные агентствами IT-закупки; темно-синий – дополнительные IT-закупки, найденные GAO.

Агентства по-разному объяснили, почему некоторые их закупки не вошли в число относящихся к IT. Кто-то заявил, что считал только новые контракты, и не учитывал «модификации», кто-то сообщил, что вообще не принимает во внимание IT-контракты дешевле 150 тысяч долларов, кто-то посчитал, что существующая классификация расходов в принципе неправильная – и не стал учитывать, например, расходы на ремонт оборудования, кто-то учёл только «самые важные» категории IT-закупок.

В своем отчете GAO констатирует, что между начальниками финансовых отделов и IT-директорами имеется «полное отсутствие взаимопонимания», и дает 39 рекомендаций (конкретно для каждого из изученных агентств), как повысить координацию в процессе IT-закупок. Рекомендуется, в частности, убедиться, что отделы, ответственные за закупки, вовлечены в процесс идентификации IT-контрактов, а CIO _действительно_ знакомятся с нужной документацией и утверждают закупки по алгоритму, описанному OMB.

Напомним, закон FITARA был принят для реформирования процесса расходования бюджетных средств американских федеральных агентств в сфере IT. Он расширяет полномочия IT-директоров и возлагает на них повышенную ответственность. При этом FITARA наделяет агентство служб общего назначения полномочиями разрабатывать и реализовывать общефедеральные инициативы по централизованной закупке программного обеспечения и лицензий в роли единого заказчика для всех федеральных ведомств.

В июне 2015 года Административно-бюджетное управление при президенте США издало руководство, которое устанавливает общие принципы, рекомендации и требования по исполнению FITARA для IT-директоров ведомств.

За работой агентств по применению FITARA регулярно следит Счётная палата США.