Законопроекты о ложных новостях и неуважении к госсимволам РФ прошли первое чтение

439

Депутаты Госдумы в четверг приняли в первом чтении четыре законопроекта о наказании за фейковые онлайн-новости и неуважение к государственным символам.

Предварительно было получено одобрение правительства для всех четырёх документов. Ранее первый вице-спикер Думы говорил, что законопроекты будут рассмотерны лишь при условии положительного отзыва правительства на все инициативы.

Законопроекты, напомним, были внесены в Госдуму 12 декабря 2018 года.

Ложные новости

Первый законопроект вводит запрет на распространение в Интернете недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу, в частности, жизни и/или здоровью граждан, массового нарушения общественного порядка и/или общественной безопасности, прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры или наступления других тяжких последствий.

Согласно документу, в случае обнаружения этой информации Генеральный прокурор РФ или его заместители обращаются в Роскомнадзор с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию. После этого на основании такого обращения Роскомнадзор незамедлительно направляет операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу, на котором размещена указанная выше информация, а также определяет хостинг-провайдера указанного информационного ресурса и направляет ему уведомление о нарушении порядка распространения информации и требование о принятии мер по ее удалению.

Затем оператор связи, получивший требование Роскомнадзора, обязан сразу ограничить доступ к соответствующему информационному ресурсу.

В свою очередь хостинг-провайдер в течение суток с момента получения уведомления Роскомнадзора обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительно удалить распространяемую с нарушением закона информацию.

В случае же, если владелец информационного ресурса удалил распространяемую с нарушением закона информацию, он направляет уведомление об этом в Роскомнадзор, который после проведения проверки достоверности этого уведомления незамедлительно уведомляет оператора связи о возобновлении доступа к информационному ресурсу.

Второй законопроект вводит административную ответственность за распространение такой недостоверной информации.

Эти деяния предлагается наказывать административным штрафом: для граждан – в размере от 3 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц – от 30 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц – от 400 до 1 миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

Председатель комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин сообщил, что комитет поддерживает концептуально этот законопроект, но считает, что он требует дальнейшего обсуждения и доработки.

Правительство поддержало концепцию законопроектов с учётом внесения ряда изменений ко второму чтению.

Ответственность за оскорбление власти

Первым законопроектом предлагается определить порядок ограничения доступа к информации, выражающей в неприличной форме явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ и госорганам. Если материалы с такой информацией, предназначенные для неограниченного круга лиц, обнаружены, в том числе в Интернете, то Генеральный прокурор РФ или его заместители обращаются в Роскомнадзор с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такие сведения.

На основании такого обращения Роскомнадзор сразу направляет операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу, на котором размещена такая информация, а также определяет хостинг-провайдера этого ресурса и направляет ему уведомление о нарушении порядка распространения сведений и требование о принятии мер по их удалению.

После этого оператор связи, получивший требование ведомства, обязан незамедлительно ограничить доступ к соответствующему ресурсу.

В свою очередь хостинг-провайдер в течение суток с момента получения уведомления Роскомнадзора обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца ресурса и уведомить его о необходимости оперативно удалить распространяемую с нарушением закона информацию.

Если же владелец ресурса удалил эти материалы, то он должен направить уведомление об этом в Роскомнадзор, который после проведения проверки достоверности этого уведомления незамедлительно уведомляет оператора связи о возобновлении доступа к информационному ресурсу. После получения этого уведомления оператор связи незамедлительно возобновляет доступ к информационному ресурсу.

Леонид Левин сообщил, что комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи поддерживает концепцию законопроекта, но считает, что он требует существенной доработки. В частности, документом предусматривается, что для ограничения доступа к указанной информации необходимо установление факта ее предназначения для неограниченного круга лиц. При этом нужно обратить внимание, что положение ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», определяющее основания для ограничения доступа к информации в Интернете, не содержит указанных критериев. В связи с этим комитет считает, что данная норма инициативы нуждается в дополнительной аргументации.

Второй документ устанавливает административную ответственность за распространение в Интернете информации, предназначенной для неограниченного круга лиц, выражающей в неприличной форме явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции РФ и госорганам, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Указанные деяния предлагается наказывать административным штрафом в размере от 1 тысячи до 5 тысяч рублей или административным арестом на срок до 15 суток.

Председатель комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников сообщил, что законопроект нуждается в корректировках, которые могут быть учтены при подготовке документа к рассмотрению во втором чтении. Так, проект предусматривает обязанность должностных лиц полиции составлять протоколы по новому административному составу. Однако госконтроль и надзор за соблюдением требований законодательства РФ к распространению информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей осуществляет Роскомнадзор.

Кроме того, законопроект требует доработки в части введения такой меры ответственности как административный арест. «Чтобы исключить избыточное ограничение прав граждан при привлечении их к административной ответственности за соответствующие нарушения, целесообразно исключить этот вид ответственности из проектируемых положений. Для достижения поставленной цели будет достаточно административных штрафов», — заявил Крашенинников.