Закон об открытых данных подписан. Следующий шаг — за правительством

9 июня 2013 года В. Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Как мы уже писали ранее, закон определяет основные принципы публикации информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в формате открытых данных.

Напомним, первая редакция законопроекта по открытым данным, подготовленная Открытым правительством и внесенная в декабре 2012 года в Государственную Думу РФ, предполагала публикацию информации о деятельности государственных органов в форме открытых данных, без учёта необходимости защиты персональных данных и обеспечения государственной тайны.

После этого над законопроектом была проведена большая работа, нацеленная на конкретизацию понятий и определение сфер ответственности. В финальной версии закона, в частности, определен механизм санкционированного доступа к некоторым сведениям, содержащимся в государственных информационных системах, что призвано защитить персональные данные граждан и, более широко, частную жизнь человека.

Такая защита реализуется посредством применения единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), гарантируя, что в ряде случаев только сам человек сможет получить из государственной информационной системой информацию о себе. В настоящее время ЕСИА  входит в инфраструктуру электронного правительства и успешно используется не только при получении государственных и муниципальных услуг в электронной форме, но и направлении общественных инициатив и голосовании за них на интернет-ресурсе «Российской общественной инициативы».

Однако для нормального использования данной системы требуется постановление Правительства РФ. Законом об открытых данных предусмотрены основные принципы защиты наших интересов, но конкретизировать и определить механизм их защиты должен высший исполнительный орган государственной власти России – то есть Правительство РФ.
Закон также  возлагает на Правительство обязанность определить целый ряд нормативных документов, конкретизирующих нормы закона.

Поэтому качество применения закона напрямую зависит от того, насколько содержательными и проработанными будут подзаконные акты, выпущенные правительством в целях реализации этого закона.

В частности, правительство должно выпустить постановления, регламентирующие:

случаи, при которых доступ с использованием сети «Интернет» к информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, предоставляется исключительно пользователям информации, прошедшим авторизацию в единой системе идентификации и аутентификации;

порядок отнесения информации к общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в форме открытых данных;

состав и порядок обязательного размещения общедоступной информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в форме открытых данных;

порядок, регламентирующий периодичность размещения в форме открытых данных общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации в форме открытых данных.

Таким образом, Федеральный закон заложил основные правила по раскрытию информации в форме открытых данных, но без кропотливой аналитической работы Правительства РФ, органов власти, направленной на определение состава и объемов раскрываемой информации может быть нанесен урон безопасности государства, так и ущерб защищенности тайны частной жизни человека.

Полный текст закона

Справочно

Федеральный закон об открытых данных обеспечит дальнейшую реализацию политики открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Такая информация будет размещаться в форме открытых данных в сети «Интернет».

Законодатель определил в качестве открытых данных информацию, размещаемую ее обладателями в сети «Интернет» в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования.

Информация в форме открытых данных размещается в сети «Интернет» с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и о персональных данных. В случае если размещение информации может привести к распространению сведений, составляющих государственную тайну, или нарушению прав субъектов персональных данных, ее размещение в форме открытых данных должно быть прекращено.

В соответствии с Федеральным законом в форме открытых данных может размещаться любая информация, если она не является информацией ограниченного доступа, а тем более не отнесена к государственной тайне. Одновременно этим законопроектом защищаются права обладателей информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, и права субъектов персональных данных.

Порядок отнесения информации к общедоступной информации, размещаемой в форме открытых данных, состав общедоступной информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также порядок обязательного размещения указанными органами такой информации в форме открытых данных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Наконец в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определен механизм санкционированного доступа к сведениям, содержащимся в информационных системах. Обеспечивающий защиту информации и прав ее обладателей механизм реализуется посредством применения единой системы идентификации и аутентификации. Однако и для нормального использования данной системы требуется постановление Правительства РФ. Законом об открытых данных предусмотрены основные принципы защиты наших интересов, но конкретизировать и определить механизм их защиты может только высший орган исполнительной власти.