Задачи реформы органов местного самоуправления глазами IT-специалиста

61

Начальник отдела IT в администрации городского округа «Город «Лесной» Свердловской области Игорь Синяев на основании 20-летнего опыта работы в органах местной власти анализирует злободневные проблемы управления небольшими муниципалитетами и предлагает пути их решения — см. ниже..

О реформировании органов местного самоуправления (ОМСУ), а тема эта становится вновь актуальной, почитать негде. Могу рекомендовать отчет, подготовленный Институтом социально-экономических и политических исследований. Хотя и он, на мой взгляд, не идеален, кроме того, посвещен проблемам ОМСУ в крупных городах. Сам живу в городе с населением 50 тысяч человек. общаюсь в основном с коллегами из таких же муниципалитетов – у нас существенно иные проблемы, по сравнению с большими городами.

На мой взгляд, есть два существенных фактора, мешающих эффективному местному самоуправлению.

Первое – местные думы. Они превратились в инструмент обеспечения мелких, собственнических интересов части местных предпринимателей. Никто в местных думах не думает о развитии города и горожанах. Попадают в депутаты абсолютно недалекие люди, использующие на выборах свою партийную принадлежность. Раньше в советы народных депутатов и думы первых созывов попадали в основном действительно уважаемые люди, имеющие багаж знаний и широкий кругозор, а сегодня – люди, похожие на героев анекдотов про новых русских. Имеет место явный перекос в сторону представителей коммерсантов мелкого пошиба. В местных думах нет правильного баланса по представительству различных сфер – образование, медицина, промышленность и т.д. Неоднократно приходилось слышать, что за «правильные» решения в думах части депутатов платят деньги. Конечно, это слухи, но слухи правдоподобные.

Практически все думы на местах сегодня обросли чиновничьи аппаратом, иногда по численности превосходящим депутатский корпус.

Когда на заседание местной думы приглашается телевидение, депутаты становятся «белыми и пушистыми». Никто не знает, как использовать веб-камеры, установленные ради выборов – так сделайте онлайн-трансляции заседаний депутатов, и все вопросы местного значения будут решаться намного быстрее и правильнее. Потому что депутаты задумаются о том, изберут ли их в следующий раз.

А вообще, решение ликвидировать местные думы было бы, считаю, вполне обоснованным. Либо нужно в корне пересмотреть принцип их формирования.

Второй фактор – двуглавая власть, которая делает конфликт между мэром и сити-менеджером запрограммированным, неизбежным. Вариантов разрешения этого конфликта по стране – масса. Например, мэр занимает позицию в диапазоне «от меня ничего не зависит, я только представительству» до «рулю всем я, а не сити-менеджер, он с администрацией администрация зажрались и не исполняют своих обязанностей». В любом случае мэр фактически не несет никакой персональной ответственности за управление территорией и может выдавать ничем не обеспеченные популистские авансы избирателям. А сити-менеджер за каждое решение несет персональную ответственность, его решения более взвешенные, они выверены на соответствие действующему законодательству.

Должен быть один глава, который несет персональную ответственность за все принимаемые им решения. А уж будет он назначаться или избираться, это второй вопрос. Даже если будет избираться, вряд ли на эту должность будут претендовать люди, не принадлежащие к категриии «хозяйственников». Да и избиратели далеко не дураки, они умеют правильно выбрать между хозяйственником, грамотным управленцем и политиканом, красноречивым оратором.

Теперь о деньгах. Финансовые возможности муниципалитетов год от года падают, а полномочия увеличиваются. Если в 90-е годы фонд заработной платы бюджетников в городском бюджете составлял 35-40%, то на 2014 год эта цифра уже подходит к 80% и скоро ее превысит. А еще есть коммуналка в муниципальных зданиях. Я уж не говорю о дорогах, чистке снега, вывозке мусора и проч. проч., что замыкается на ОМСУ. О развитии территории говорить не приходится, на это не остается денег. Поступление средств из бюджетов верхнего уровня растет далеко не такими темпами, как расходы ОМСУ, при этом методики расчета бюджетных трансфертов совершенно непрозрачны и каждый год меняются в зависимости от того, сколько денег субъект федерации хочет оставить себе.

Таковы основные, на мой взгляд проблемы, которые должно решить реформирование ОМСУ.