Вышел доклад совместной комиссии ЮНЕСКО и МСЭ о цифровых навыках, необходимых «для жизни и работы»

268

Комиссия по широкополосной связи в интересах устойчивого развития (Broadband Commission for Sustainable Development, основана ЮНЕСКО и Международным союзом электросвязи) опубликовала отчет «Цифровые навыки для жизни и работы», освещающий в том числе проблему неравенства возможностей (по половому, социальному, географическому и возрастному принципам) по приобретению цифровых навыков. В документе также описываются стратегии, помогающие развивать эти навыки всем группам населения.

В отчете перечисляются важнейшие из этих навыков и компетенций – от базовых до высокопрофессиональных.

Три группы цифровых навыков

1. Базовые функциональные навыки: необходимы, чтобы получить доступ и начать работу с цифровыми технологиями.

Сюда входят умения обращаться с устройствами, зайти в Интернет, завести аккаунт, найти нужную информацию или ресурс в Сети. Предполагается, что человек понимает основные ИКТ-концепты, может выбрать нужные ему настройки (сервисов и устройств) и знает, как работать с файлами. Сюда включаются психомоторные навыки вроде мелкой моторики (для печати на клавиатуре) и жестикуляции (для работы с сенсорными экранами). Растет значение способности понимать визуальные «подсказки», встроенные в софт, приложения и пользовательский контент. Эти базовые навыки критичны для того, чтобы перейти из разряда «не-пользователей» в группу пользователей – и их набор меняется с развитием технологий.

2. Стандартные цифровые навыки: нужны для осмысленного и плодотворного использования цифровых технологий.

В этот разряд входит широкий спектр навыков и компетенций, которые часто берутся за основу при разработке национальных планов и стратегий «цифрового образования». Их можно описать как необходимые для эффективного использования устройств и понимания, что именно делают технологии и для каких целей их можно применять. Также сюда включаются «творческие» навыки, помогающие полноценно существовать в цифровом обществе и эффективно пользоваться онлайн-приложениями и услугами: мессенджерами, финансовыми сервисами, соцсетями, порталами госуслуг и т.д. Предполагается способность создавать цифровой контент (тексты, изображения) и решать возникшие проблемы с помощью цифровых инструментов.

К стандартным навыкам относится умение работать с полученными данными, оценивать их источники и релевантность, организовывать и хранить информацию, при этом понимая, как обращаться с ПД и как защитить свои устройства и информацию от вирусов и злоумышленников. Понимание, что в Сети действует авторское право, и что на Интернет распространяется законодательство конкретного государства, тоже входит в эту группу навыков.

3. «Продвинутые» навыки: требуются для расширенного и «преобразующего» использования технологий.

Очевидно, что такие навыки лежат в основе ИКТ-профессий: программирование, разработка приложений, администрирование сетей, аналитика данных и т.д. Их получают в результате специального образования и тренингов или в процессе самообразования и практики. В 2010-х годах программирование (кодинг) начали активно осваивать не только профессионалы, но и «обычные» люди. Согласно ряду исследований, занятия программированием повышают ментальные способности человека и интерес к науке, технологии, инженерному делу и математике. Также люди начинают глубже понимать работу цифровых систем и логику в целом.

Кроме технических навыков, к продвинутым также можно отнести «навыки XXI века»: умение работать в команде, нетворкинг, критическое мышление, творческий подход, креативность, предприимчивость. Все это позволяет людям получать комплексную информацию, общаться с коллегами и клиентами, решать проблемы, составлять долгосрочные планы и быстро адаптироваться.

Исследование показывает, что развитие этих навыков зависит от ряда факторов, вроде соответствующего вовлечения правительства, комбинирования традиционных и цифровых подходов в образовании, смычки формальных и неформальных методов обучения цифровым навыкам, повышения цифровых компетенций учителей.

Особое внимание в отчете уделяется так называемым дополнительным цифровым навыкам (которые часто упускаются из вида): пониманию принципов конфиденциальности; знанию основ поведения ответственного цифрового гражданина; представлению, как цифровые технологии, большие данные и алгоритмы изменяют социум.

Недавние исследования показывают, что в развитых странах 90% профессий требуют определенного уровня цифровых навыков, в то время как более трети рабочей силы обладает ограниченной способностью продуктивного использования ИКТ, говорится в исследовании.

В отчет включены рекомендации для правительств. Так, эксперты советуют следующее:

  • поддерживать участие общественности во все более коммерциализирующемся процессе развития цифровых навыков;
  • устранить неравенство в доступе к обучению цифровым навыкам;
  • предоставлять населению как можно больше информации о цифровых навыках, чтобы идентифицировать и устранить существующий дефицит навыков с помощью образовательных программ;
  • продвигать открытые цифровые ресурсы и обращать внимание на потребности населения, не закрытые коммерческими провайдерами;
  • стимулировать партнерские отношения с различными заинтересованными сторонами, включая индустриальных партнеров, для расширения и повышения качества и актуальности инициатив развития цифровых навыков.

Документ также содержит «истории успеха» — примеры успешной работы общественных организаций и частного сектора над устранением неравенства в получении доступа к цифровым навыкам в Африке, Азии, Европе и Северной Америке.