Выполнение 601 указа в Республике Татарстан – июнь 2017

81

На заседании подкомиссии по использованию IT при предоставлении государственных и муниципальных услуг в среду 7 июня представитель Республики Татарстан рассказал, как регион ведет работу, направленную на достижение показателя по 601 указу президента.

Напомним, в соответствии с указом президента от 7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году должна достигнуть значения не менее 70%.

Правительственной комиссией по использованию IT главам субъектов РФ рекомендовано обеспечить достижение в субъекте значения показателя по итогам 2016 года — не менее 50%, по итогам 2017 года — не менее 60%.

Согласно исследованиям Росстата, значение показателя в Республике Татарстан составляет 79,7% в 2016 году (2015 год — 65,2%, 2014 — 63%). В субъекте проживает порядка 3,8 млн граждан.

Как следует из презентации министерства информатизации и связи Республики Татарстан, электронные государственные, муниципальные и социально значимые услуги в регионе оказываются через:

  • единый и региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций) (ЕПГУ);
  • мобильные приложения;
  • инфоматы (410 штук на территории республики).

Всего реализовано 240 интерактивных услуг.

Общее количество фактов оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде за пять месяцев 2017 года составляет более 49,5 миллионов (+45,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2016 года), в том числе:

  • количество оплат — более 4,8 миллиона (+33%);
  • сумма оплат — более 6,8 миллиарда рублей (+55%).

Для достижения показателя указа президента 1 декабря 2015 года было принято Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 1 декабря 2015 г. № 908 «Об утверждении Плана мероприятий по переводу государственных, муниципальных и социально значимых услуг в электронный вид для достижения показателя «доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году — не менее 70 процентов», установленного подпунктом «в» пункта 1 (далее — Постановление).

В рамках Постановления в 2016 году была оптимизирована путем сокращения количества шагов запись на приём к врачу и переведены в электронный вид услуги по назначению:

  • компенсации родительской платы за детский сад;
  • субсидии на оплату ЖКУ, проезда отдельным категориям граждан и многодетным семьям;
  • ежемесячного пособия на ребенка;
  • субсидии на приобретение лекарственных средств многодетным семьям.

На 2017 год запланирована реализация сервиса смены детского сада и автоматическое подтверждение льгот путем межведомственного взаимодействия с органами соцзащиты в рамках оптимизации услуги по приему заявлений на постановку в очередь в детский сад, а также перевод в электронный вид услуг по выдаче:

  • архивных справок, выписок, копий архивных документов;
  • разрешения на строительство;
  • разрешения на перепланировку и (или) переустройство жилого помещения;
  • разрешения на перевод жилого помещения в нежилое и нежилого в жилое;
  • разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции;
  • разрешений на добычу охотничьих ресурсов.

В рамках, согласованных во исполнение Постановления планов популяризации, министерства и ведомства, а также муниципальные образования:

  • создали на своем официальном сайте раздел о предоставлении услуг в электронном виде;
  • публикуют новости и информационные материалы на тему электронных услуг, а также проводят брифинги с участием средств массовой информации.

Также для популяризации электронных услуг были созданы аудио-, видеоролики и плакаты по рекламированию Портала госуслуг Республики Татарстан, услуг Управления Пенсионного фонда Российской Федерации, Управления Федеральной налоговой службы, материалы по Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).

Органы государственной власти Республики Татарстан, муниципальные образования разместили данные материалы в зданиях дошкольных и средних образовательных учреждений, органов ЗАГС, медицинских учреждениях, единых расчетных центров, а также на информационных досках в подъездах, лифтах многоквартирных домов и других общественных местах, на квитанциях за услуги ЖКХ.

Еще данные материалы размещены в социальных сетях, на коммерческих радиостанциях, станциях метро, в торгово-развлекательных центрах, а также были переданы на трансляцию в 20 теле- и радиоканалов Республики Татарстан, были размещены баннеры на 58 сайтах и в 20 печатных средствах массовой информации Акционерного общества «Татмедиа».

Весомый вклад в популяризацию услуг вносят сотрудники Многофункциональных центов оказания государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Например, в Нижнекамском филиале ГБУ МФЦ сотрудниками МФЦ с привлечением студентов образовательных учреждений среднего и высшего образования г. Нижнекамска, проходящих производственную практику на базе МФЦ, осуществляется информирование и консультирование граждан по вопросам пользования Порталами услуг.

В апреле 2017 года на базе казанских МФЦ в рамках проведения Всероссийской акции «Весенняя неделя добра» был проведен день «Доброволец в информатизации». Сотрудники контакт-центра Центра информационных технологий Республики Татарстан рассказали гражданам, пришедшим в МФЦ, о ЕСИА, раздавали листовки-буклеты, помогали зарегистрироваться.

В каждом МФЦ установлены гостевые компьютеры (моноблоки) для возможности входа на Федеральный портал услуг (gosuslugi.ru) и региональный Портал (uslugi.tatarstan.ru).

Еще одной мерой в целях повышения осведомленности граждан об электронных услугах стало создание в Центре информационных технологий Республики Татарстан подразделения по популяризации электронных услуг. Подразделение организует встречи, выезжает на крупные предприятия, организации и знакомит граждан, сотрудников с преимуществами получения государственных, муниципальных и социально-значимых услуг в электронном виде, представленных на региональных и федеральных порталах. Таким образом, слушатели имеют возможность узнать все о процедуре получения электронных услуг в доступном и понятном формате, задать интересующие их вопросы. Проводится большая работа по созданию/подтверждению учетных записей ЕСИА непосредственно на месте.

Процедура подтверждения становится быстрой и фактически незаметной для пользователя, сразу после получения полезной информации граждане могут воспользоваться нужными услугами. Сотрудниками нового подразделения запланированы множество встреч и мероприятий, ведется активная работа по организации проведения презентаций электронных услуг, встречи запланированы на месяцы вперед.

В апреле 2017 года была обнулена комиссия при оплате за газ картами любых банков. Сегодня оплата без комиссии доступна жителям 99% многоквартирных домов, оплачивающих жилищно-коммунальные услуги по счет-фактуре, и 100 % жителям частного сектора при оплате электроэнергии и газа.

Такие удобные и выгодные сервисы приводят людей минимум раз в месяц на Портал и увеличивают аудиторию электронных государственных и муниципальных услуг, сообщил выступающий.

Напомним, что в 2017 году субсидии регионам из федерального бюджета на реализацию проектов по повышению качества жизни граждан на основе предоставления электронных госуслуг смогут быть направлены только на продвижение сервисов электронного правительства (подробнее см. в интервью заместителя министра связи и массовых коммуникаций Алексея Козырева для D-Russia.ru).