Выполнение 601 указа в Иркутской области – состояние на апрель 2017 года

18

Заместитель министра экономического развития Иркутской области Владимир Гордеев рассказал на заседании подкомиссии по использованию IT при предоставлении государственных и муниципальных услуг 21 апреля о реализации работы, направленной на достижение показателя доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Согласно указу президента, доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году должна достигнуть значения не менее 70%.

Правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности главам субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечить достижение в субъекте значения показателя по итогам 2017 года — не менее 60%.

Согласно исследованиям Росстата значение показателя в Иркутской области составляет 51,8% в 2016 году (2015 г. — 29,6%, 2014 г. — 32,7%). В субъекте проживает порядка 2,4 млн граждан.

Для достижения показателя протоколом заседания Подкомиссии по повышению качества государственных и муниципальных услуг Комиссии по проведению административной реформы при Губернаторе Иркутской области от 23 декабря 2015 г. № 12 утвержден соответствующий план мероприятий.

План мероприятий составлен с учетом методических рекомендаций Минкомсвязи России по информированию граждан о преимуществах получения услуг в электронной форме.

В части мер по популяризации получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде выполняются следующие мероприятия:

  • на официальных сайтах органов власти, органов местного самоуправления созданы тематические разделы, в которых размещена информация о преимуществах получения услуг в электронной форме, инструкции по регистрации и подтверждению личности на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ);
  • в местах оказания услуг гражданам размещаются информационные материалы из репозитория Минкомсвязи России;
  • подготовлены методические материалы для проведения тематических уроков для учеников старших классов общеобразовательных учреждений. Министерством образования Иркутской области организовано проведение соответствующих занятий в общеобразовательных и средне-специальных учебных заведениях;
  • проводится активная популяризация ЕПГУ среди государственных и муниципальных служащих. В Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) зарегистрированы 92% государственных и муниципальных служащих и 79% работников государственных и муниципальных организаций;
  • развернута широкая сеть пунктов активации и регистрации учетных записей (163 центра обслуживания).

Отдельным пунктом Плана мероприятий предусмотрено повышение показателя с использованием механизма оказания услуг на базе МФЦ:

  • размещение информационных материалов в сети МФЦ, охватывающих всю область (46 отделов и 152 территориальных отделов);
  • в отделениях МФЦ внедрены информационные терминалы, позволяющие получить гражданам свободный доступ к ЕПГУ. Специалисты МФЦ при затруднениях оказывают помощь гражданину, консультируют и рассказывают о наиболее популярных электронных услугах;
  • на базе МФЦ открыто 50 пунктов регистрации и подтверждения личности в ЕСИА (ежемесячно регистрируются более 10 тысяч жителей).

В целях обеспечения эффективного взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления при переходе на предоставление услуг в электронной форме регулярно проводятся заседания Подкомиссии по повышению качества государственных и муниципальных услуг Комиссии по проведению административной реформы при Губернаторе Иркутской области.

Правительственная подкомиссия формирует предложения по организации процесса перевода услуг в электронную форму, развитию межведомственного электронного взаимодействия, интеграции информационных систем.

В соответствии с Планом мероприятий проводятся мероприятия по улучшению качества и механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде:

  • органами власти Иркутской ведется работа по оптимизации государственных услуг в части их предоставления в электронном виде. Эта работа осуществляется как в рамках планов оптимизации, утвержденных правительственной подкомиссией, так и по планам оптимизации, утвержденным органами власти самостоятельно;
  • все административные регламенты государственных и муниципальных услуг предусматривают возможность оказания в электронном виде (в случае отсутствия законодательного запрета на использование такой формы);
  • для осуществления перевода муниципальных услуг в электронный вид проведена разработка типовых административных регламентов муниципальных услуг по 29 услугам. Работа по их актуализации осуществляется централизованно в постоянном режиме;
  • в рамках заключаемых государственных контрактов проводится работа по переводу востребованных услуг в электронный вид и усовершенствованию механизма оказания переведенных ранее.

Планом мероприятий предусмотрены меры по мониторингу оказания услуг в электронном виде и функционирования региональной инфраструктуры электронного правительства.

Мониторинг доступности «электронных» услуг проводится на постоянной основе силами министерства экономического развития Иркутской области. По результатам совместно с органами, предоставляющими услуги, и операторами информационных систем осуществляется оперативное устранение выявленных неисправностей.

Обеспечивается качественное и бесперебойное функционирование региональной инфраструктуры. Уровень ошибок работы сервисов составляет менее 0,5%.

На территории региона организована работа по интеграции различных региональных информационных порталов с ЕСИА.

В 2016 году введена в промышленную эксплуатацию информационная система комплектования дошкольных образовательных организаций — «Контингент». Реализован проект по интеграции ИС «Контингент» с федеральным сегментом и ЕПГУ. Тем самым обеспечена подача заявлений на «запись детей в детский сад» с использованием единой электронной формы.

Кроме того, проведена работа по интеграции региональной системы «Электронный дневник» с ЕСИА. В текущем году планируется завершить работы по выводу на ЕПГУ следующих образовательных услуг:

  • подача заявления на зачисление детей в общеобразовательное учреждение;
  • предоставление информации о сданных экзаменах, тестированиях и иных вступительных испытаний;
  • предоставление информации о текущей успеваемости, ведение электронного журнала успеваемости.

На региональном медицинском портале самозаписи на прием к врачу функционирует несколько типов аутентификации, в том числе через ЕСИА. С 1 мая 2017 г. планируется использовать аутентификацию через ЕСИА как приоритетный вид.

Кроме того, проводятся мероприятия по реализации «входа» пользователей на региональном сайте оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления через ЕСИА.

Проводимые мероприятия позволяют уже сейчас Иркутской области показывать высокие результаты. По данным исследования Росстата, проводимого в 2016 году, доля граждан, имеющих доступ к получению услуг в электронном виде, составила 51,8%, что выше среднего показателя по России и является третьим показателем в сибирском федеральном округе.

В свою очередь, при реализации мероприятий по достижению установленного показателя существуют объективные трудности. Проведённый анализ выявил, что у заявителя имеется недоверие к передаче данных не конкретному человеку, а информационной системе и боязнь совершить ошибку при подаче заявления в электронном виде. Стоит отметить, что Иркутская область имеет развитую сеть МФЦ, где уровень удовлетворенности качеством оказания услуг составляет около 96%.

С учетом сказанного и ввиду отсутствия в некоторых районах Иркутской области доступного интернета, зачастую гражданам проще прийти в МФЦ, где им помогут заполнить документы на получение услуги, чем делать это самостоятельно на ЕПГУ.

В ближайшей перспективе планируется реализация дополнительных мероприятий:

  • расширение спектра двустороннего информационного взаимодействия между ЕПГУ и МФЦ;
  • внедрение возможности, когда заявление на оказание услуги подается через ЕПГУ, а за результатом, в случае необходимости, заявитель может обратиться в отделение МФЦ;
  • проведение мероприятий реферального типа по привлечению к регистрации на ЕПГУ среди школьников и студентов.

Несмотря на существующие трудности, достижение показателя можно считать выполнимым, что является одной из приоритетных задач работы Правительства Иркутской области, сообщается в докладе представителя области.

Напомним, что в 2017 году субсидии регионам из федерального бюджета на реализацию проектов по повышению качества жизни граждан на основе предоставления электронных госуслуг смогут быть направлены только на продвижение сервисов электронного правительства (подробнее см. в интервью заместителя министра связи и массовых коммуникаций Алексея Козырева для D-Russia.ru).