Выполнение 601 указа в Алтайском крае — состояние на декабрь 2016

390

В соответствии с указом президента от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году должна достигнуть значения не менее 70%.

Правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности главам субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечить достижение в субъекте Российской Федерации значения показателя по итогам 2016 года – не менее 50% (пункт 2 раздела I протокола заседания Правительственной комиссии от 26 июля 2016 г. № 2).

На заседании подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг в пятницу 9 декабря, согласно повестке подкомиссии, заместитель губернатора Алтайского края Виталий Снесарь рассказал, как регион ведет работу, направленную на достижение показателя доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Согласно исследованиям Росстата, доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме в Алтайском крае составляет 27,6% в 2014 году, 32,2% в 2015 году (прирост на 4,6 процентных пунктов). В субъекте проживает порядка 1,8 млн граждан (21 место по численности населения).

В общероссийском рейтинге Алтайский край занимает 43 место, среди субъектов СФО – 3 место.

В целях увеличения значения названного показателя в Алтайском крае проводится системная работа по ряду направлений:

В подпрограмму по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Алтайском крае на 2015-2020 годы государственной программы «Совершенствование государственного и муниципального управления в Алтайском крае» на 2015-2020 годы включено мероприятие «Организация перевода государственных и муниципальных услуг в электронную форму и их продвижение (популяризация)».

В рамках реализации указанного мероприятия:

Создана и эффективно функционирует единая информационная система Алтайского края. В ней в настоящее время зарегистрировано более 3000 учетных записей для сотрудников органов власти, органов местного самоуправления, а также подведомственных им учреждений всех районов и городов края. Информационная система обеспечивает возможность обработки заявлений, поступающих с Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее – ЕПГУ); позволяет получить в электронной форме 132 вида сведений от федеральных органов исполнительной власти, 34 вида внутрирегиональных сведений. Также система позволяет предоставить 18 видов сведений в соответствии с распоряжением Правительства РФ № 1123-р, завершено тестирование 3 видов сведений из распоряжения Правительства Российской Федерации № 96-р. Система интегрирована с целым рядом ведомственных информационных систем, находящихся в распоряжении: Главтрудсоцзащиты, Главимущества и других региональных органов исполнительной власти, а также с АИС многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ), с ГИС ГМП.

Благодаря этому доля межведомственных запросов, направленных в электронном виде, увеличилась до 90%, тогда как еще в 2014 году она составляла 63%.

Обеспечена возможность обращения в электронном виде более чем за 170 услугами (с учетом подуслуг), предоставляемыми органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

По состоянию на 28 ноября 2016 года с ЕПГУ поступило 124519 электронных заявлений от жителей Алтайского края на получение Федеральных услуг и 6833 электронных заявлений на получение государственных (6624) и муниципальных услуг (209).

В этом году одновременно с введением в промышленную эксплуатацию ИС «Контингент» завершена интеграция с ЕСИА подсистемы «Электронный дневник».

Также в текущем году был полностью переработан региональный интернет- портал самозаписи на прием к врачу. Теперь в личном кабинете пациента, помимо предоставления возможности записаться на приём к нужному специалисту, можно получить информацию о стоимости оказанной медицинской помощи в рамках программы ОМС; о сроках госпитализации для оказания плановой специализированной медицинской помощи, а также о перечне необходимых для этого анализов и обследований.

Для повышения доступности и удобства пользования услугой в июле 2016 года опубликовано мобильное приложение Интернет-регистратура «МедРег22». Приложение доступно для основных мобильных платформ – ios и android.

Количество граждан, воспользовавшихся услугой «Запись на прием к врачу» в электронном виде, в 2016 году превысило 600 000 человек. В феврале 2017 года планируется осуществить интеграцию портала и мобильного приложения с ЕСИА.

Одним из этапов перевода муниципальных услуг в электронный вид является типизация административных регламентов предоставления услуг. Для этой цели в Алтайском крае создана рабочая группа, которой в соответствии с законодательством разработаны и согласованы с прокуратурой Алтайского края типовые (модельные) административные регламенты по 38 услугам. Работа по их актуализации осуществляется централизовано в постоянном режиме. Муниципальные услуги по данным типовым административным регламентам переведены в электронный вид.

В крае действуют более 330 центров обслуживания, осуществляющих подтверждение личности пользователей в Единой системе идентификации и аутентификации (далее – ЕСИА), что составляет один центр на 5755 жителей. Такие центры открыты как на базе МФЦ, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, так и при активном участии региона в федеральных ведомствах (ПФР, МВД, отделения почтовой связи). В качестве эксперимента центры открыты в школах, библиотеках. Проведенная работа позволила увеличить долю жителей края, зарегистрированных в ЕСИА, до 27,3 % (540 тысяч), что в полтора раза превышает данные на начало года. По указанному показателю Алтайский край занимает 40 место в рейтинге субъектов Российской Федерации.

В целях повышения качества предоставления услуг, увеличения их электронной доли в крае проводится централизованное обучение государственных и муниципальных служащих, в том числе и по вопросам предоставления услуг в электронной форме. За два последних года было проведено более 60 обучающих мероприятий, как в очной форме, так и с использованием дистанционной формы обучения, которыми было охвачено более 1000 человек.

В крае реализуется согласованный с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации План мероприятий по достижению Алтайским краем значения показателя. Кроме того, утвержден Перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Алтайского края, органами местного самоуправления, подлежащих оптимизации в части установления порядка их предоставления в электронном виде.

Органами власти Алтайского края ведется работа по оптимизации включенных в Перечень государственных и муниципальных услуг в части их предоставления в электронном виде. Эта работа осуществляется как в рамках планов оптимизации, утвержденных правительственной подкомиссией, так и по планам оптимизации, утвержденным органами власти самостоятельно.

В целях организации работы по популяризации электронной формы предоставления государственных и муниципальных услуг обеспечено информирование населения о возможностях и преимуществах получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде, процедурах регистрации на ЕПГУ, в том числе:

  • регулярно публикуются информационные и тематические статьи в печатных и электронных СМИ (в том числе более чем в 70 муниципальных изданиях), а также на официальных сайтах органов власти Алтайского края;
  • размещены объявления в пунктах оказания государственных и муниципальных услуг;
  • проводятся мастер-классы по обучению населения работе с ЕПГУ; изготовлены и распространены различные полиграфические материалы по обозначенной тематике;
  • обеспечена ротация рекламных роликов из репозитория Минкомсвязи на региональном телеканале Катунь24;
  • изготовлены и размещены на территории края билборды, содержащие информацию о получении услуг на ЕПГУ;
  • на официальных сайтах органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Алтайского края размещены баннеры, с переходом на ЕПГУ, созданы специальные тематические разделы.

Работа по достижению показателя осложняется рядом объективных причин, среди которых:

1.    Высокий процент сельского населения, доля которого в Алтайском крае составляет 44%. В среднем по России доля сельского населения составляет 26 %, в СФО – 27,3 %. Следует также учесть, что административно-территориальное деление региона включает в себя 10 городских округов, 59 муниципальных районов, включающих 647 сельских поселений, 1589 сельских населенных пунктов.

В качестве примера, иллюстрирующего этот тезис,хочу привести данные статистики по достижению показателя в 2015 году, согласно которым доля сельских жителей, использовавших сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг, составила 21,9 %, что значительно ниже аналогичного показателя в городе – 43,9 %.

Указанное обусловлено недостаточно высоким уровнем компьютерной грамотности у сельских жителей, зачастую отсутствием самой компьютерной техники, низким уровнем активности населения.

2.    Отсутствие доступа в Интернет в домохозяйствах. Так, по данным Росстата в Алтайском крае Интернет отсутствует в 35,3% домохозяйств. В России данный показатель составляет 31,9%, в СФО 34,9%.

3.    Предусмотренная федеральным законодательством необходимость предоставления при определении права на получение ряда востребованных государственных и муниципальных услуг оригиналов документов или их нотариально заверенных копий не избавляет заявителя от личного посещения органа власти при направлении электронного заявления (например, такие социально значимые услуги как субсидия на оплату ЖКУ, пособие на ребенка и другие);

4.    В каждом городе, районе, административном районе города, а также в каждом поселении Алтайского края численностью свыше 1000 человек открыты филиалы и территориально обособленные подразделения КАУ «МФЦ Алтайского края». Всего в Алтайском крае действуют 68 МФЦ, функционируют территориально обособленные структурные подразделения МФЦ в 290 населенных пунктах, общее количество окон обслуживания составляет 750. Соответственно, жители региона имеют возможность получить услуги альтернативным путем в комфортных условиях без посещения органа власти, что приводит к снижению спроса на получение услуг в электронном виде. Тем не менее, в МФЦ ведется работа по информированию о преимуществах получения услуг в электронном виде, в соответствии с утвержденной на подкомиссии методикой.

Названные выше обстоятельства являются объективными, работа по их преодолению ведется как на федеральном, так и на региональном уровнях.

В частности, проблема устранения цифрового неравенства решается в рамках реализации положений Федерального закона от 07.07.2014 № 126-ФЗ «О связи». Всего в рамках данного проекта планируется обеспечить широкополосным Интернетом 257 населенных пунктов региона с численностью населения от 250 до 500 человек. Алтайский филиал ПАО «Ростелеком» в 2015 году подключил 23 точки доступа, в текущем году – 33 точки доступа.

Кроме того, в Алтайском крае запланировано подключить к Интернету 11 населенных пунктов с численностью от 500 до 10000 жителей в рамках собственной инвестиционной программы ПАО «Ростелеком».

Ведется работа по уточнению положений нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления государственных услуг в части расширения перечня документов, запрашиваемых при межведомственном информационном взаимодействии. Аналогичная работа ведется на региональном уровне.

Отметим, что по данным Минкомсвязи на декабрь, в России шесть регионов достигли показателя 50% по доле граждан, зарегистрированных в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).

esia-dec

Напомним, ранее в ноябре Счетная палата предупредила о риске недостижения показателя в 70% по доле граждан, использующих электронные госуслуги.

Для достижения планового показателя Минкомсвязь ведет работу по популяризации электронных госуслуг. Так, в августе министерство представило методические рекомендации для сотрудников МФЦ, которые должны рассказывать посетителям о возможности получения госуслуг в электронном виде.

Параллельно министерство объявляет многомиллионные конкурсы на исполнение работ по информированию пользователей о доступных услугах на портале.

В октябре выбран исполнитель работ по улучшению навигации и поиска на ЕПГУ. Также в планах Минкомсвязи — избавиться от региональных порталов госуслуг, переадресовав граждан на gosuslugi.ru.

Добавим, что в 2017 году субсидии регионам из федерального бюджета на реализацию проектов по повышению качества жизни граждан на основе предоставления электронных госуслуг смогут быть направлены только на продвижение сервисов электронного правительства (подробнее см. в интервью заместителя министра связи и массовых коммуникаций Алексея Козырева для D-Russia.ru).

Читать также: «Продвижение госуслуг: как не наступить на старые грабли» >>