«Рынок МФЦ устоялся, борьба идёт за скорость внедрения нового функционала в регионах»

Предлагаем вашему вниманию ответы директора департамента по работе с государственным сектором ООО «Интегрикс» Виктора Широкова на вопросы D-Russia.ru, предоставленные при подготовке обзора рынка АИС МФЦ. ООО «Интегрикс» — один из основных участников этого рынка, решения для многофункциональных центров государственных услуг, разработанные компанией, внедрены в трёх регионах РФ.

О компании

ООО «Интегрикс» — инфраструктурный интегратор в отрасли информационных технологий. На рынке с 2007 года.

Обеспечивает реализацию всех стадий проекта, в том числе:

  • технический аудит IT-инфраструктуры;
  • проектирование информационных систем;
  • реализация проектов;
  • поддержка внедренных решений.

Цель компании — совершенствование и оптимизация бизнес-процессов за счет внедрения современных компьютерных технологий в структуру экономического механизма компаний.

Каковы состояние и перспективы рынка АИС МФЦ?

В настоящее время рынок АИС МФЦ перенасыщен предложениями, но Минэкономразвития постоянно предъявляет новые требования к АИС МФЦ в части интеграции со сторонними системами, а Минкомсвязь постоянно выводит новые виды сведений СМЭВ для предоставления услуг в МФЦ. Вспомним, например, так и не запущенную в промышленную эксплуатацию ИС МДМ или перевод ИАС МКГУ на формат СМЭВ 3.

С уверенностью могу сказать, что рынок МФЦ устоялся и основные игроки определены. Идёт борьба за скорость внедрения нового функционала в регионы, рейтинг МФЦ в статистике Минэкономразвития.

Каковы конкурентные преимущества системы и поддержки пользователей компании?

Поддержка осуществляется по разным каналам: онлайн-чаты, телефон, почта. У нас нет пресловутых первых линий, которые могут разве что и сказать, что «ваше обращение принято, ожидайте решения…», большинство обращений от пользователей у нас решается в онлайн-режиме. Команда поддержки и внедрения у нас привязана к определенным регионам, и как правило, знает заказчиков лично. Вообще, такая система поддержки — наша особенная гордость. За такую выстроенную систему поддержки мы получаем очень много положительных отзывов от представителей наших заказчиков.

К ключевым особенностям нашей АИС МФЦ можно отнести богатую экспертную систему поддержки операторов, которая накапливалась и создавалась за всё время развития АИС МФЦ, и простой пошаговый интерфейс, в котором работает оператор при приёме заявителей. Более того, все бизнес-процессы системы могут самостоятельно конфигурировать IT-специалисты МФЦ. К каждому новому виду сведения СМЭВ мы сразу же делаем интеграцию, проводим тестирование и подключение в проактивном режиме, не дожидаясь обращения от регионов. Благодаря такому подходу наши регионы первыми в РФ начали взаимодействие полностью через СМЭВ с ФНС при оказании услуги по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Возвращаясь к поддержке: мы также помогаем заказчикам пройти все специфические процедуры подключения к новым видам сведений, таких как ФССП или ГИС ГМП, которые в процессе подключения требуют пройти определённые регламентные процедуры. В целом деятельность МФЦ по всей стране регулируется одними нормативными актами, в которых перечислены довольно чёткие требования, в том числе и к АИС МФЦ. Функционал большинства систем идентичен, а преимущества перед другими система весьма субъективны. Поэтому мы стараемся удивлять наших заказчиков в первую очередь своим подходом и поддержкой.

Как часто происходят обновления системы? Как вы учитываете пожелания отдельных регионов?

Два раза в месяц у нас выходят плановые обновления, содержащие разного рода улучшения и исправления. В конце прошлого года мы перешли на новую платформу, позволяющую динамично собирать данные и строить отчёты в любых разрезах.

Пожелания отдельных регионов мы приветствуем и поддерживаем. Очень часто «хотелки» одного региона после реализации в системе мы предлагаем другому региону, и они с удовольствием ими пользуются. Какие-то специфические пожелания от региона, касающиеся интерфейса и общей логики работы системы, мы принимаем, анализируем, обсуждаем с другими регионами, в которых используется наша АИС МФЦ, и на выходе стараемся получить решение, которое удовлетворяет все регионы.

В каких направлениях будет развиваться система?

Сейчас мы готовимся к промышленному запуску услуги по выдаче загранпаспорта нового поколения в одном из регионов. Для этого мы уже интегрировались с видами сведения СМЭВ для взаимодействия с системой «Мир» и криптокабиной. В дальнейших планах развивать и улучшать систему построения отчётности в связи с переходом на новую платформу, запустить проактивный режим оказания госуслуг, включая взаимодействие с суперсервисами ЕПГУ. Также после анализа всех существующих АИС МФЦ мы придумали пару «плюшек», которых не встретили даже у регионов с многомиллионными бюджетами. Реализация уже идет полным ходом, и мы готовимся представить их заказчикам.

Какова стратегия компании на рынке АИС МФЦ?

Безусловно, мы стараемся сохранить (и сохраняем) действующих клиентов, предлагая им первыми опробовать новый функционал АИС, и обеспечиваем им лучшую поддержку на высоком уровне. Безусловно, мы демонстрируем нашу систему и тем регионам, которые ещё не знакомы с нашими продуктами и выражают свою заинтересованность в них. Например, сейчас ведем переговоры с несколькими регионами о внедрении нашей АИС МФЦ.

С какими сложностями сталкиваетесь при внедрении?

Есть регионы, в которых уже внедрённые системы «обросли» местными региональными особенностями, «хотелками» и интеграциями. При вхождении в такой регион зачастую возникают сложности и затраты на доработку своей системы, чтобы покрыть все требования заказчика. Заказчик не всегда готов способствовать во внедрении и интеграции в существующую среду, так как сам не обладает полной картиной. Более того, большинство заказчиков не хотят тратить свое время на адаптацию внедряемой системы в их среду. Их можно понять, ведь заказчик заплатил деньги и хочет, чтобы все работало «из коробки».

Все эти проблемы решаемы. Раньше были аналогичные проблемы при внедрении заказчикам новых систем. У нас огромный накопленный опыт работ по электронному правительству с самого начала его создания.